«Падение газетных тиражей — угроза государству»

«Падение газетных тиражей — угроза государству»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
160

Читать все комментарии

— Разговоры о грядущей смерти газет всё больше напоминают сериал «Санта-Барбара». Был там такой персонаж Си Си Кэпвелл, который больше 200 серий пролежал в коме. Все думали, что он вот-вот умрёт, а он взял и очнулся. Правда, очнувшегося Кэпвелла играл уже другой актёр. Так и с газетами. Они не умрут. Но когда очнутся — не будут похожи на себя прежних. Ну а пока пресса в коме. Тиражи катастрофически падают, источники доходов сужаются. Причин тут несколько.

Государственные СМИ и соцсети

Первыми на ум приходят пресловутые госСМИ, демпингующие и разрушающие конкуренцию на рынке печатной прессы. Впрочем, на эту тему уже было сказано и написано столько, что подробно на ней останавливаться не будем. Ибо есть другая, может быть, даже более серьёзная причина. Независимые или полунезависимые СМИ, даже если они выдержали конкуренцию с государственными изданиями, никак не могут нащупать свою нишу на рынке рекламы. Особенно сейчас, когда в печатных СМИ происходит настоящая технологическая революция. Вроде бы всем очевидно, что газеты постепенно должны уходить с бумаги в интернет. Но как в этом интернете зарабатывать, как выдерживать конкуренцию за рекламодателя с сайтами-гигантами, поисковиками и соцсетями, мало кто знает.

Если так дело пойдёт дальше, через 2 — 3 года печатную прессу настигнет настоящий коллапс. Когда редакции газет начнут повально закрываться, тысячи журналистов вынуждены будут подаваться на свободные хлеба. Оставшись без работы, эти журналисты уйдут в блогосферу. И в лице этих новоявленных блогеров (заметьте, профессионально умеющих писать) мы получим мощнейший источник критики существующей власти. Выдержит ли власть такую волну критики — вопрос. Перед революцией 1917 года именно пресса начала поносить в хвост и в гриву царя. Более свежий пример — период гласности перед развалом СССР. Так что кризис печатных СМИ и падение тиражей — это даже не столько проблема газет, сколько угроза для государства и власти.

Что же делать?

«Почта России»

Раз, как мы уже разобрались, кризис печатных СМИ — это проблема государственная, то без вмешательства государства её не решить. Сегодня издатели по привычке борются за сохранение розничных сетей — газетных киосков, павильонов и т. п. Но опыт западных стран показывает, что основная проблема не в сетях, а в почте. В современном мире, где потоки информации — хочешь или нет — сами находят потребителя, человек уже не пойдёт по киоскам разыскивать любимую газету. Но если свежий номер этой газеты принесут ему к порогу — это уже другое дело.

За рубежом только 5 — 10% печатной прессы распространяется в розницу, остальное — подписка. Доставка свежей прессы там — 5 — 7 дней в неделю. У нас же почта экономит и делает доставку раз-два в неделю. Как результат — свежую газету люди ждут по нескольку дней. При этом цена на доставку постоянно растёт. В Норвегии есть опыт печатать газеты на заказ — сколько заявок от подписчиков поступит, такой тираж и напечатают. Как результат — минимальное списание тиража. У нас же списание в 10% считается нормой. У кого-то оно доходит до 50% и выше. А ведь все эти расходы ложатся на плечи издателей…

Население Норвегии — как две Воронежские области, а площадь в 44 раза меньше площади России. Но власти этой небольшой северной страны понимают, насколько важна почта для государственной целостности. У нас же при таких масштабах страны почту почему-то решили сделать частной структурой и бросить в рынок. До наших властей пока не дошло, что почта — это государство­образующая компания. Не будет почты — не будет прессы. Не будет прессы — не будет целостного государства.

Первое, что нужно сделать государству, — срочно реанимировать почту.

Авторитетные авторы

Сами СМИ тоже не должны сидеть сложа руки. В какой-то момент газеты были заточены на сенсацию, на сиюминутные события. Но развитие интернета привело к тому, что сего­дня любое событие может стать достоянием общественности через две минуты. В плане оперативности газета уже неконкурентоспособна. Значит, газету нужно менять. Как? Делать её источником авторитетной, уникальной информации. К примеру, новости про войну в Сирии я могу прочитать в интернете. Но они похожи одна на другую. Чтобы получить какой-то глубокий анализ, я покупаю «Аргументы недели», потому что там есть военный обозреватель Ярослав Вяткин, которого мне интересно читать, которому я доверяю. Газетам нужно искать авторитетных авторов, специалистов своего дела, которым есть что сказать. Газетам нужны рабочие, врачи, юристы, гаишники и т. д.

Итак, второе — газетам нужно переориентироваться в сторону полезной и нужной информации, искать авторитетных авторов, к которым потянется аудитория.

Технологическая революция

И наконец, третье. Очевидно, что газеты в одиночку не смогут без существенных потерь пережить технологическую революцию. В Норвегии для преодоления этого переходного периода был создан специальный фонд для поддержки печатных СМИ. Российской прессе тоже нужен такой фонд, созданный либо государством, либо серьёзной общественностью.

Отработать механизмы поддержки газет посредством данного фонда на первом этапе можно на примере пилотного региона, которым вполне может стать Воронежская область. У нас есть сильные традиции независимых печатных СМИ, в Воронеже существует издательский холдинг полного цикла, включающий издательский дом, типографию и сеть распространения.

Государство и сейчас поддерживает печатные СМИ — в частности, при помощи грантов. Но, получив эти гранты, редакции вынуждены направлять их не на развитие и преодоление технологического разрыва, а на сиюминутные нужды: типографские услуги, дорожающую бумагу, доставку и т. п. Государство в лице нового фонда должно подходить к решению проблем издателей комплексно. Иначе пациент рискует так и не выйти из комы…

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.

Самое читаемое