Липчанам помогут отписки чиновников

Если на письменные обращения граждан должностные лица отвечают не по существу, их за это могут и должны наказывать. Как этого добиться?

07.05.2018 13:04
1 2162

По закону госслужащие должны отвечать на обращения граждан в течение 30 дней. Иначе им грозит штраф от 5 до 20 тысяч рублей. В последние годы они приноровились к данным требованиям. Но вместо того, чтобы разобраться в проблеме и ответить по существу, чиновники все чаще шлют гражданам отписки. Формально вроде бы рассмотрел обращение, но по сути ничего не сделал.

Пишите письма

В редакцию "Житья" еженедельно приходят негодующие липчане с бумагами в руках, которые демонстрируют как лихо, по шаблону, от них отмахиваются власть имущие. По нашим наблюдениям чаще других этим злоупотребляет Госжилинспекция, которая должна контролировать работу коммунальщиков.

Да что греха таить, на письменные запросы корреспондентов «Житья» также порой приходят ссылки на законодательство или цитаты постановлений.

Например, отправляли мы запрос в департамент ЖКХ о законности действий сотрудников МБУ «Ритуальные услуги г. Липецка». Спрашивали о причине отказа в захоронении покойного липчанина в родственную могилу.

Ответ: «Отказ в выдаче разрешения на захоронения в родственную могилу может быть связан в предоставлении неполного пакета документов». С чем он может быть связан мы и так знали, а почему отказали, так и не ответили. Типичная отписка.

Справка:

В 2017 году в областное УМВД поступило 20667 обращений граждан (на 4,6% выше 2016 года). В каждом пятом липчане жаловались на неправомерные действия правоохранительных органов.

Эксперты советуют в случае получения отписки жаловаться в вышестоящую организацию.

- Пожаловаться на чиновника можно на приёме, письменно, а также через интернет-ресурсы, - говорит юрист Алёна Потапова.

- Однако, практика показывает, что устные жалобы безрезультатны. Претензия должна быть составлена письменно с указанием госоргана, в который она направляется, фамилии, имени, отчества заявителя, его полного домашнего адреса, контактного телефона.

Затем следует краткое изложение сути проблемы с указанием фамилии, имени, отчества чиновника, нарушившего закон, а также его должности, если таковая известна. По возможности надо указать, какие именно законы нарушены. В конце описывается просьба рассмотреть жалобу и принять меры по устранению нарушений и восстановлению порядка. Доказательства прилагаются и описываются отдельным маркированным списком.

Чем больше отписок – тем хуже чиновнику

Однако и вышестоящее начальство часто не хочет разбираться в сути обращения и спускает письмо в местные администрации или ведомства. То есть тем, на чье бездействие липчане и жалуются. Понятное дело, что наказывать сами себя они не будут. И вновь могут прислать отписку.

Справка:

Работу с письмами и жалобами регламентирует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».


Однако здесь для чиновников и кроется подвох. Чем больше отписок получит гражданин, тем больше доказательств бездействия служащих у него будет в случае обращения в суд.

Но перед судом юристы советуют обратиться в прокуратуру и пожаловаться уже на то, что государственный орган отвечает вам отписками. Сделать это можно на сайте — http://www.lipprok.ru.

- В прошлом году прокурорами возбуждено 48 дел об административных правонарушениях по статье 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан», из которых 46 рассмотрены и виновные привлечены к ответственности, два дела находятся в стадии рассмотрения, - рассказали в пресс-службе областной прокуратуры.

- Так, прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении первого заместителя начальника управления образования и науки области, который дал ответ заявителю без рассмотрения по существу. Постановлением мирового суда указанному должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Было проведено 77 плановых проверок в районах, по их результатам в адрес глав администраций и сельских поселений внесено 31 представление, 23 гражданина привлечено к дисциплинарной ответственности, в административном порядке наказано 19 лиц.

Интернет в помощь

Бороться с бездействием служащих можно и благодаря многочисленным сервисам в интернете, которые бесплатно помогут оформить жалобу в любое ведомство.

Сайт ghaloba.ru дает пошаговое руководство по написанию и подаче жалоб, обжалованию ответов, действий чиновников, предоставляет возможность воспользоваться образцами и бланками заявлений, определить правильно орган, в обязанности которого входит рассмотрение заявления. Там же есть конструктор составления жалоб.

Справка:

Самые популярные темы обращений в администрацию Липецкой области — ЖКХ (3706 обращений), улучшение жилищных условий (2275), социальная защита населения (1017), здравоохранение (689).

Пожаловаться на представителей сферы ЖКХ можно на сайте roszkh.ru. Это простой и верный способ устранить недочеты в оказании жилищных услуг в многоквартирном доме.

Портал принадлежит Фонду по борьбе с коррупцией. Оставить жалобу заявитель может онлайн, заполнив бланк на сайте. Для подтверждения факта ненадлежащего качества оказания услуг необходимо приложить видео- или фотоматериалы.

Есть еще государственный портал goscontrol.ru. Служба производит мониторинг качества оказания услуг населению коммунальными службами. Жалоба рассматривается в краткие сроки. Заявка видна всем посетителем сайта в разделе «Все жалобы». Журналисты, руководители служб, государственные органы на местах могут в свободном доступе увидеть жалобу жителя дома, прочитать ее, убедиться в правильности изложенных фактов.

Потребителям государственных и муниципальных услуг, недовольных их качеством, можно пожаловаться с помощью Единого портала госуслуг на странице do.gosuslugi.ru. В марте 2018 года такой возможностью воспользовались 20 липчан. Все жалобы и претензии будут рассмотрены в течение 15 суток, после чего заявитель получит исчерпывающий и мотивированный ответ.

Справка:

Как понять, что вам прислали отписку

- Перевод темы. Вы ставите в своем обращении перед органом власти конкретные вопросы, но получаете ответ совсем на другие.

- Подмена качества количеством. В отписке может содержаться нечто вроде «проверка по вашему обращению проведена в полном объёме». Однако после этого ничего не изменилось в лучшую сторону.

- Ссылки на закон есть, а ответа нет. Большая часть ответа содержит ссылки на нормативно-правовые акты или их цитаты без ответа по существу.

- Ошиблись адресом. Заявитель получает ответ, что данный вопрос находится не в нашей компетенции. В таком случае его должны были перенаправить в уполномоченный орган.

- Идите в суд. Заявителю дается ответ, что проблему можно решить только в судебном порядке. Однако в большинстве случаев есть возможность и внесудебного решения.