Депутат судится с Пенсионным фондом из-за дыры в законе

Член городского парламента Валентина Пересыпкина вынуждена каждый год обращаться с иском в суд, чтобы доказать, что она является неработающей пенсионеркой и имеет право на индексацию пенсии

29.12.2018 11:38
1 15914

64-летняя Валентина Пересыпкина — человек в Липецке известный. Она 30 лет проработала на Тракторном заводе, в своё время добивалась повышения зарплат рабочих, а с 2005 года на каждых выборах Валентину Григорьевну избирают в Горсовет жители посёлка ЛТЗ. Однако 13 лет работы в законодательных органах не уберегли депутата от того, чтобы самой не стать жертвой российского законодательства.

Но для начала немного теории. Индексация пенсий — это ежегодное увеличение размера пенсии в соответствии с текущей инфляцией. Впервые проводить индексацию пенсий в России стали с 1990 года. В 2016-м была проведена пенсионная реформа — из-за дефицита Пенсионного фонда правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. В связи с нововведением возникли вопросы: кого называть работающим пенсионером, какие виды доходов нужно считать трудовыми?

Отчасти можно найти ответ в Федеральном законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», где перечислены те виды выплат, которые не подлежат страховому обложению — их, по всей видимости, и следует считать нетрудовыми. Например, к ним относятся выплаты волонтёрам и военнослужащим на возмещение их расходов, граждан, которым оказана материальная помощь.

Но как оказалось, не все виды подобных выплат прописаны в законе. А если ты не в списке исключений, то автоматически попадаешь в список работающих, значит, индексировать твою пенсию не будут.

Получаешь деньги, значит, работаешь

Именно такими выплатами оказались так называемые депутатские деньги — это фиксированная сумма, которую перечисляют депутатам на расходы, связанные с их представительской деятельностью. Если в Госдуме такие выплаты исчисляются сотнями тысяч рублей (это только транспортные расходы), то депутаты липецкого Горсовета получают по 3 тысячи рублей в месяц (и потом за них отчитываются).

Справка:

Самым богатым депутатом Облсовета по итогам 2017 года стал гендиректор АО «ДСК» Александр Лаврентьев. Его годовой доход составил 74 491 037 рублей.

Эти деньги они имеют право потратить, например, на организацию мероприятий или покрыть ими какие-то другие затраты, которые связаны с их депутатской работой. Но поскольку отчисления народных избранников в законе оказались не прописаны, то с 2016 года они автоматически стали попадать в графу трудовых доходов со всеми вытекающими отсюда последствиями: в виде 13% налога (т. е. теперь депутатам выдают не 3 000, а 2 610 рублей), а пенсионеры-депутаты, как Валентина Пересыпкина, попали в число работающих граждан, несмотря на отсутствие трудового договора.

В Пенсионном фонде говорят, что все сведения вносятся в базу данных работающих-неработающих автоматизированно, когда получают отчёты от компаний по определённой форме. В какую графу заполнил работодатель, туда и попадёт этот человек. Записали в трудовые доходы — значит, гражданин работает. Работодатель формально оказывается крайним, но по факту у него и выхода особенного нет.

— В данном случае для компенсации депутатской деятельности отдельной позиции нет, — разъясняет главный бухгалтер городского Совета депутатов Ирина Таравкова. — Когда Пенсионный фонд продиктовал нам условия, как нам производить отчётность, мы понимали, что такая отчётность ударит по индексации пенсии Валентины Григорьевны. Нас вопрос этот волновал, потому что именно она тот человек, который может отчитаться за каждую потраченную копейку. Однако и не проводить отчётность мы не можем, за это нам полагаются штрафы. Мы сделали запрос в Пенсионный фонд, как нам быть, на что получили чёткий ответ, что в соответствии с документами, которые мы используем в отчётности, данные деньги мы должны им показывать именно по этой форме.

Судиться нужно каждый год

За два года без индексации пенсии Валентина Пересыпкина недополучила 11 972 рубля и пошла к юристу.

— У меня трудовая книжка лежит дома, я работаю 2 — 3 раза в месяц — приезжаю на две комиссии и на сессию, — сетует депутат. — У нас минимальная зарплата — 11 136 рублей, а у меня с 3 000 рублей берут подоходный налог и считают, что я работаю? Я поехала к юристу, она тоже была в шоке — как так, почему вы являетесь застрахованным лицом и вам идёт трудовой стаж, когда у вас даже нет трудового договора?

Тогда Валентина Пересыпкина обратились в суд с иском к Пенсионному фонду. 29 мая Правобережный суд вынес решение в её пользу. Суд решил, что депутатские компенсации не являются денежным вознаграждением, а выплачиваются в виде дополнительной гарантии. Однако Пенсионный фонд не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу. Суд оставил решение в силе. Только дело нельзя считать разрешённым благополучно. Суд обязал Пенсионный фонд вернуть деньги за 2016 — 2017 годы. Но доказывать, что выплаты не являются трудовыми, предстоит пенсионерке теперь ежегодно. Ведь дыра в законе осталась, и депутатская компенсация по-прежнему не включена в число выплат, которые не подлежат страховому обложению.

Справка:

В 2019 году пенсия для неработающих пенсионеров будет проиндексирована на 7,05%, в среднем её размер увеличится на 1 000 рублей.

Подав новый иск к Пенсионному фонду, Валентина Григорьевна, конечно же, снова выиграет суд. Но она не понимает, почему ей заново нужно доказывать свою правоту? Все расходные чеки и фотографии мероприятий у неё всегда при себе.

— Я делаю ёлку на пруду, ветеранов поздравляю, — рассказала депутат. — Я не бизнесмен, у меня других доходов нет. Эти деньги трачу только на своём округе. В этом году я потратила 3 000 рублей на День физкультурника, 3 000 рублей — на эстафету Клименкова, за 6 с лишним тысяч я купила картошку — мы проводили День картофеля у ДК. На Яблочный спас проводили праздник — заказывала в столовой пирожки, угощения. Сейчас вот будет Новый год — я уже на 10 000 рублей закупила подарки детям. И Снегурочка с Дедом Морозом обошлись мне в 5 000 рублей.

Депутатские деньги шли мне на карточку, я их снимала в преддверии праздников. Но теперь мне придётся от них отказаться. Неужели я должна, отбыв депутатом 4 срока, ходить за эти 2 600 и преклоняться перед властями? Мне скоро 65 лет, а я буду ходить по судам?!