В дореволюционных школах ученики должны были смотреть учителю в глаза открыто и доброжелательно
В преддверии выпускных «МОЁ! Липецк» расспросило краеведов о том, чему учили в школах липчан во времена Пушкина и Карамзина
В наши дни, когда образование, даже самое захудалое, может заполучить каждый, трудно себе вообразить то время, когда можно было не учиться совсем и недоросли могли запросто восстать против учёбы, если только папенька не брал в руки розги и не заставлял насильно учиться грамоте. Впрочем, папеньки тоже могли быть против обучения.
Школы за счёт церковных приходов
Первые школы у нас появились ещё в XVIII веке благодаря святителю Тихону Задонскому, когда тот возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. Он открывал школы, буквально насаждая школьное образование.
Справка:
В Российской империи ещё до отмены крепостного права уже существовало более 8227 приходских и уездных училищ, где училось около 450 тысяч учеников. Но школ на всех не хватало, в среднем на 100 человек приходилось 7 обученных грамоте
Однако они должны были содержаться за счёт приходов, священники должны были собирать деньги на обучение. А крестьяне в то время не испытывали особой тяги к знаниям, тем более за деньги. В Ельце из-за этого пришлось закрыть церковно-приходскую школу, открытую по инициативе святого Тихона.
Всплеск образования наблюдался после реформ 1861 года. С развитием капитализма и отменой крепостного права потребовалось большее количество грамотных людей. И в этом направлении делаются первые шаги церковью - повсюду открываются церковно-приходские школы. К концу века эти школы были практически при каждой церкви. Они были одноклассными и двухклассными. Однако один класс продолжался два года. Были школы смешанные и разделённые по полам.
- Раздельное обучение чаще всего зависело от материального благополучия прихода, - рассказывает краевед Александр Клоков. - Дело в том, что школу содержала церковь и если приход был бедный, две школы содержать было невозможно, тогда школу делали смешанного типа. Церковь сыграла огромную роль в просвещении народа, в получении начального образования. В результате реформы образования стали открываться земские школы.
Как пишет О.В. Клевцова в статье «Церковно-приходские школы дореволюционной России» в системе воспитания крестьянской молодёжи (на примере Липецкого уезда Тамбовской губернии)», в Липецком уезде Тамбовской губернии благодаря инициативе местных жителей, церкви и частных лиц росло число школ духовного ведомства и к 1899 году их число достигло 59 сельских школ, а к 1900 году – 62 школы.
В 1876 году при храмах Липецка начинают действовать церковно-приходские попечительства во главе с их настоятелями или прихожанами – самыми известными и уважаемыми в городе людьми. С начала 1880-х открываются церковно-приходские школы, для которых возводятся собственные здания. К 1915 году в Липецке действовало 5 одноклассных и одна воскресная церковно-приходских школы.
Первое училище – в лачуге
- Долгое время образование оставалось традиционным — непрофессиональным, и подход был к нему сугубо практическим. В XVII веке, в XVIII до Екатерины Второй, было домашнее конкретное образование, каждая семья об этом заботилась самостоятельно, - рассказывает доктор исторических наук, директор Института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина Денис Ляпин.
- Люди, когда хотели какому-то ремеслу научиться, обращались специалисту. Но обычно учили сами, передавали навыки по наследству. В таких условиях образование широкого развития получить не может, но при Екатерине Второй проводятся реформы, в том числе образовательной системы. Екатерина даёт городам русским самоуправление, право распоряжаться деньгами, оставляя значительную часть налогов в этих городах. Но негласно обязала местное купечество не просто участвовать в управлении, но и строить школы, больницы, украшать свои города. Всё это делалось по чёткому плану.
Купечество начинает открывать училища, в зависимости от состоятельности — это то, что сейчас соответствует начальной и средней школе. В них учились от 7 до 11 - 12 лет. В нашем регионе первыми начали развивать образование Елец, Лебедянь, Данков.
Первое учебное заведение в Липецке — малое народное училище — было открыто в 1789 году. Его учителем стал Иван Протопопов, присланный из Тамбова тамошний студент главного училища. Здание ему досталось сырое, в плачевном состоянии, так как купцы отнеслись к инициативе Екатерины несознательно. Сырое здание, плохо отапливаемое и более походившее на лачугу, располагалось в районе нынешней улицы Литаврина.
Приём в училище проводился два раза в год – летом и зимой. В летнее время уроки длились с 7 до 10 часов утра и после обеда с 14 до 17 часов вечера, в зимнее – с 8 до 11 часов утра. Учащихся в течение 2 лет обучали чтению, письму и рисованию, они познавали арифметику, разбирали катехизис (т.е. основы православной веры). Большее внимание уделялось практическим предметам. Выпускники умели составлять письма, вести счета в хозяйстве и ремёслах.
Однако купечество относилось с недоверием к учебным заведениям, не видело большого смысла в учёбе, к тому же ему жаль было тратить деньги на содержание казённого заведения, и оно стало высказываться в пользу закрытия училища. Подобная ситуация складывалась во многих городах Тамбовской губернии. Липецкое народное училище протянуло до конца века и закрылось 1799 году.
С 1800 по 1830 год в Липецке, вероятно, существовали частные народные училища, потому что краевед Михаил Корольков находил в архивах упоминание о двух таких, однако информация о них слишком скупа.
- Система народных училищ просуществовала где-то до середины XIX века, - рассказывает Денис Ляпин. - Учились там единицы. К примеру, в Ельце в то время проживало 12 тысяч человек, в училище было 10 учеников. Поэтому в таких училищах был обычно один учитель, максимум два. В одном из таких училищ учился будущий известный историк и археолог Константин Фёдорович Калайдович. Однако дворянство по большей части продолжало нанимать на дом учителей своим детям.
Липецкая командировка старца Амвросия
Липецкое духовное училище было основано в 1829 году. Училище существовало за счёт взносов церквей 12 благочиннических округов Тамбовской епархии: четырёх — Липецкого уезда, четырёх — Лебедянского и четырёх — Усманского. Обучались в нём большей частью дети священнослужителей этих уездов.
В училище преподавали чистописание, грамматику российскую, грамматику славянскую, арифметику, пространный катехизис, священную историю, географию, латинский, греческий язык, церковный устав и нотное пение. В XX в. к этим предметам добавились краткая русская история церковная и гражданская, природоведение и черчение.
Интересно, что два года (1838 - 1839 гг.) в нём преподавал впоследствии знаменитый оптинский старец Амвросий. Почти всё время духовное училище не имело собственного здания, обитая в съемных, но незадолго до революции здание духовного училища было построено. Оно сохранилось до наших дней в практически неизменном виде на улице Зегеля.
Звездные педагоги женской гимназии
Первое светское учебное заведение, имеющее статус среднего, было открыто в Липецке в 1871 году. Учреждение было женским и вначале имело статус прогиманзии, а в 1908 году оно преобразовалась в гимназию. Девочки изучали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, физику, историю, географию, рисование, французский язык и рукоделие. В 1908 году к семилетнему образованию добавился специализированный 8-й класс, который давал выпускницам право преподавания.
Содержалась гимназия за счёт средств казны, платы за обучение, а также из средств земства и городского общества. Преподаватели были довольно сильные. Например, рисование с 1913 года преподавал художник-передвижник Н.В.Орлов, чьи картины можно увидеть в Третьяковской галерее. Особой популярностью пользовалась учительница иностранного А.С.Фирсова. Закон Божий преподавал впоследствии священник Древне-Успенской церкви Стефан Востоков. Преподавали здесь также родители генерал-лейтенанта Николая Николаевича Великолепова, участника Парада Победы, чьё имя выбито в Вене на мемориале советским воинам. Руководителем гимназии с 1886 года до самой революции была тамбовчанка Мария Константиновна Вяжлинская, по специальности преподаватель русского языка.
— Когда пришли к власти большевики, они принялись аттестовать Вяжлинскую на предмет дальнейшего преподавания в гимназии, — рассказывает Михаил Корольков. - И поначалу она вроде прошла, потом якобы шары не так посчитали (голосовали в то время белыми и чёрными шарами), и при новом голосования её отстранили от гимназии, потому что очень шустрые ребята пришли к власти, вчерашние гимназисты, они дали ей характеристику, несовместимую с требованиями новой власти.
В 1915 году Липецкая женская гимназия становится смешанной - в Липецк в связи с Первой мировой войной эвакуируется Гродненская мужская гимназия, которую разместили на время в здании женской гимназии.
От платы за обучение в гимназии освобождали наиболее прилежных учеников, а также детей из несостоятельных семей, но бюджетниками были не более 10% общего количества учащихся.
— Поделюсь своим опытом, я занимался изучением документов елецких гимназий, мужской и женской, — рассказывает историк Денис Ляпин. — Из двадцати фамилий в списках студентов почему-то были вычеркнуты карандашом почти все. А потом я узнал, что остались невычеркнутыми только те, кто сумел закончить гимназию. Было сложно учиться в гимназиях, особенно в женской — там такая была большая программа. Но даже если девушка не заканчивала гимназию, ей выдавали диплом с правом преподавания на дому. Но в университет с этим дипломом она уже не могла пойти. Никогда я не видел золотых медалистов, лишь изредка попадались серебряные. Только лучших студентов, как сейчас на Западе, поощряли стипендиями и льготами, остальные были вынуждены оплачивать учёбу, не все могли себе это позволить
Однокашники поэты и будущие маршалы
Реальное училище в Липецке было открыто в
Первым директором реального училища был Александр Васильевич Ордынский. Новое здание Липецкого реального училища было построено в 1911 году на средства городской казны при участии городского головы М.А. Клюева. Оно также сохранилось в целости на улице Зегеля.
Выпускниками липецкого реального училища были первые липецкие поэты Алексей Липецкий и Дмитрий Богданов, а также знаменитые маршал Митрофан Неделин и генерал Николай Великолепов.
Стоит также упомянуть о липецком уездном училище, которое было открыто в Липецке в 1830 году. Его курировало Министерство просвещения. В 1836 году оно было преобразовано в Липецкое приходское училище. А в новом веке, с 1902 года оно стало городским начальным 3-классным, затем и 4-классным училищем и преобразовалось в 1912 году в высшее начальное училище. Любопытно, что в 50-е годы здесь несколько лет преподавал философ Фёдоров. Но он был своеобразным «фриком» тех лет, носил бороду и калоши на босу ногу, поэтому начальство поспешило от него избавиться.
Елецкий образовательный феномен
И осталось сказать о низшей ремесленной школе, открытой в 1902 году. В ней учили столярным и плотницким работам. Долговечными оказались два мужских и одно женское приходские училища, которые образовались ещё в 30-е годы XIX века и дотянули до революции.
Михаил Корольков сетует, что липецким мальчикам был отрезан путь к высшему образованию, так как не было в Липецке своей мужской гимназии, такой как в Ельце. Так что многие не могли выбиться в люди, как следует. А в Ельце, где были мужская и женская гимназии, существовал даже некий «елецкий образовательный феномен», когда выпускников тех гимназий охотно принимали в столичные вузы.
— В середине XIX века происходит ломка. Меняется подход к образованию и вообще к жизни. Жизнь ускоряется, и люди начинают ценить образованность, хотят использовать свой досуг с интересом, рассказывает историк Денис Ляпин. — Появляется некий образовательный бум — и снова в тех городах, которые наиболее богаты.
В нашем регионе только дипломы елецкой мужской гимназии признавались в столичных вузах. Поскольку Елец был богатым городом, здесь нанимали самых дорогих учителей, поэтому качество полученных там знаний было на высоте.
Справка:
В Липецком уезде в 1892 году проживало 23473 ребёнка школьного возраста. В начальные школы ходило только 4275 мальчиков и 759 девочек.
Дисциплина в учебных заведениях по нынешним меркам была чересчур строгой, потому что не столь важны были полученные знания, сколь полученное воспитание. Была установка выпустить человека, годного к работе.
— Сейчас это ушло, человек свободен, — рассказывает Денис Ляпин. А в 19-м веке была строгая, наглаженная форма, да и ученик был под постоянным контролем. На гимназистов оказывалось постоянное давление. Так что ту систему образования не стоит идеализировать.
Экскурсоводы музея рассказали, что если в церковно-приходских школах дети могли как-то избежать наказания, то в гимназиях и училищах такой номер бы не прошёл. Ученики перед учителем должны были стоять навытяжку. И если ученик хотя бы смотрел исподлобья, то розог ему было не избежать. Требовалось смотреть открыто и доброжелательно в глаза учителю!
Впрочем, строгой была система обучения в то время, видимо, повсюду. Об этом красноречиво свидетельствуют прутья на парте перед манекеном, изображающем ученика церковно-приходской или земской школы в Липецком областном краеведческом музее. Там есть целый стенд, посвященный школьным документам и вещам дореволюционного периода.
Мода на открытые лекции началась в XIX веке
Идея распространения в народе грамотности и образования была настолько популярной в 70-е годы XIX века, что интеллигенция стала открывать так называемые «народные университеты» - публичные лекции, которые бесплатно читали для народа отдельные энтузиасты, получая для этого лицензию.
- Народные университеты были разновидностью благотворительной работы интеллигенции, - рассказывает директор института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина Денис Ляпин. - В народных университетах также выдавались свои дипломы, которые, впрочем, ничего не значили. Но люди охотно шли на эти лекции, потому что в конце XIX века у людей появилась тяга к знаниям, особенно у женщин.
Кстати, сейчас такие лекции тоже в моде, при желании можно найти в интернете целые бесплатные циклы, записанные педагогами и учёными.
В Российской империи ещё до отмены крепостного права уже существовало более 8 227 приходских и уездных училищ, где училось около 450 тысяч учеников. Но школ на всех не хватало, в среднем на 100 человек приходилось 7 обученных грамоте.