В дореволюционных школах ученики должны были смотреть учителю в глаза открыто и доброжелательно

В преддверии выпускных «МОЁ! Липецк» расспросило краеведов о том, чему учили в школах липчан во времена Пушкина и Карамзина

16.06.2019 08:21
0 3093

В наши дни, когда образование, даже самое захудалое, может заполучить каждый, трудно себе вообразить то время, когда можно было не учиться совсем и недоросли могли запросто восстать против учёбы, если только папенька не брал в руки розги и не заставлял насильно учиться грамоте. Впрочем, папеньки тоже могли быть против обучения.

Школы за счёт церковных приходов

Первые школы у нас появились ещё в XVIII веке благодаря святителю Тихону Задонскому, когда тот возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. Он открывал школы, буквально насаждая школьное образование.

Справка:

В Российской империи ещё до отмены крепостного права уже существовало более 8227 приходских и уездных училищ, где училось около 450 тысяч учеников. Но школ на всех не хватало, в среднем на 100 человек приходилось 7 обученных грамоте

Однако они должны были содержаться за счёт приходов, священники должны были собирать деньги на обучение. А крестьяне в то время не испытывали особой тяги к знаниям, тем более за деньги. В Ельце из-за этого пришлось закрыть церковно-приходскую школу, открытую по инициативе святого Тихона.

Всплеск образования наблюдался после реформ 1861 года. С развитием капитализма и отменой крепостного права потребовалось большее количество грамотных людей. И в этом направлении делаются первые шаги церковью - повсюду открываются церковно-приходские школы. К концу века эти школы были практически при каждой церкви. Они были одноклассными и двухклассными. Однако один класс продолжался два года. Были школы смешанные и разделённые по полам.

- Раздельное обучение чаще всего зависело от материального благополучия прихода, - рассказывает краевед Александр Клоков. - Дело в том, что школу содержала церковь и если приход был бедный, две школы содержать было невозможно, тогда школу делали смешанного типа. Церковь сыграла огромную роль в просвещении народа, в получении начального образования. В результате реформы образования стали открываться земские школы.

Как пишет О.В. Клевцова в статье «Церковно-приходские школы дореволюционной России» в системе воспитания крестьянской молодёжи (на примере Липецкого уезда Тамбовской губернии)», в Липецком уезде Тамбовской губернии  благодаря инициативе местных жителей, церкви и частных лиц росло число школ духовного ведомства и к 1899 году их число достигло 59 сельских школ, а к 1900 году – 62 школы.

В 1876 году при храмах Липецка начинают действовать церковно-приходские попечительства во главе с их настоятелями или прихожанами – самыми известными  и уважаемыми в городе людьми. С начала 1880-х открываются церковно-приходские школы, для которых возводятся собственные здания. К 1915 году в Липецке действовало 5 одноклассных и одна воскресная церковно-приходских школы.

Первое училище – в лачуге

- Долгое время образование оставалось традиционным — непрофессиональным, и подход был к нему сугубо практическим. В XVII веке, в XVIII до Екатерины Второй, было домашнее конкретное образование, каждая семья об этом заботилась самостоятельно, - рассказывает доктор исторических наук, директор Института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина Денис Ляпин.

- Люди, когда хотели какому-то ремеслу научиться, обращались специалисту. Но обычно учили сами, передавали навыки по наследству. В таких условиях образование широкого развития получить не может, но при Екатерине Второй проводятся реформы, в том числе образовательной системы. Екатерина даёт городам русским самоуправление, право распоряжаться деньгами, оставляя значительную часть налогов в этих городах. Но негласно обязала местное купечество не просто участвовать в управлении, но и строить школы, больницы, украшать свои города. Всё это делалось по чёткому плану.

Купечество начинает открывать училища, в зависимости от состоятельности — это то, что сейчас соответствует начальной и средней школе.  В них учились от 7 до 11 - 12 лет. В нашем регионе первыми начали развивать образование Елец, Лебедянь, Данков.

Первое учебное заведение в Липецке — малое народное училище — было открыто в 1789 году. Его учителем стал Иван Протопопов, присланный из Тамбова тамошний студент главного училища. Здание ему досталось сырое, в плачевном состоянии, так как купцы отнеслись к инициативе Екатерины несознательно. Сырое здание, плохо отапливаемое и более походившее на лачугу, располагалось в районе нынешней улицы Литаврина.

Приём в училище проводился два раза в год – летом и зимой. В летнее время уроки длились с 7 до 10 часов утра и после обеда с 14 до 17 часов вечера, в зимнее – с 8 до 11 часов утра. Учащихся в течение 2 лет обучали чтению, письму и рисованию, они познавали арифметику, разбирали катехизис (т.е. основы православной веры). Большее внимание уделялось практическим предметам. Выпускники умели составлять письма, вести счета в хозяйстве и ремёслах.

Однако купечество относилось с недоверием к учебным заведениям, не видело большого смысла в учёбе, к тому же ему жаль было тратить деньги на содержание казённого заведения, и оно стало высказываться в пользу закрытия училища. Подобная ситуация складывалась во многих городах Тамбовской губернии. Липецкое народное училище протянуло до конца века и закрылось 1799 году. 

С 1800 по 1830 год в Липецке, вероятно, существовали частные народные училища, потому что краевед Михаил Корольков находил в архивах упоминание о двух таких, однако информация о них слишком скупа.

- Система народных училищ просуществовала где-то до середины XIX века,  - рассказывает Денис Ляпин. -  Учились там единицы. К примеру, в Ельце в то время проживало 12 тысяч человек, в училище было 10 учеников. Поэтому в таких училищах был обычно один учитель, максимум два. В одном из таких училищ учился будущий известный историк и археолог Константин Фёдорович Калайдович. Однако дворянство по большей части продолжало нанимать на дом учителей своим детям.

Липецкая командировка старца Амвросия

Липецкое духовное училище было основано в 1829 году. Училище существовало за счёт взносов церквей 12 благочиннических округов Тамбовской епархии: четырёх — Липецкого уезда, четырёх — Лебедянского и четырёх — Усманского. Обучались в нём большей частью дети священнослужителей этих уездов.

В училище преподавали чистописание, грамматику российскую, грамматику славянскую, арифметику, пространный катехизис, священную историю, географию, латинский, греческий язык, церковный устав и нотное пение. В XX в. к этим предметам добавились краткая русская история церковная и гражданская, природоведение и черчение.

Интересно, что два года (1838 - 1839 гг.) в нём преподавал впоследствии знаменитый оптинский старец Амвросий. Почти всё время духовное училище не имело собственного здания, обитая в съемных, но незадолго до революции здание духовного училища было построено. Оно сохранилось до наших дней в практически неизменном виде на улице Зегеля. 

Звездные педагоги женской гимназии

Первое светское учебное заведение, имеющее статус среднего, было открыто в Липецке в 1871 году. Учреждение было женским и вначале имело статус прогиманзии, а в 1908 году оно преобразовалась в гимназию. Девочки изучали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, физику, историю, географию, рисование, французский язык и рукоделие. В 1908 году к семилетнему образованию добавился специализированный 8-й класс, который давал выпускницам право преподавания.

Содержалась гимназия за счёт средств казны, платы за обучение, а также из средств земства и городского общества. Преподаватели были довольно сильные. Например, рисование с 1913 года преподавал художник-передвижник Н.В.Орлов, чьи картины можно увидеть в Третьяковской галерее. Особой популярностью пользовалась учительница иностранного А.С.Фирсова. Закон Божий преподавал впоследствии священник Древне-Успенской церкви Стефан Востоков. Преподавали здесь также родители генерал-лейтенанта Николая Николаевича Великолепова, участника Парада Победы, чьё имя выбито в Вене на мемориале советским воинам.  Руководителем гимназии с 1886 года до самой революции была тамбовчанка Мария Константиновна Вяжлинская, по специальности преподаватель русского языка.

— Когда пришли к власти большевики, они принялись аттестовать Вяжлинскую на предмет дальнейшего преподавания в гимназии, — рассказывает Михаил Корольков. - И поначалу она вроде прошла, потом якобы шары не так посчитали (голосовали в то время белыми и чёрными шарами), и при новом голосования её отстранили от гимназии,  потому что очень шустрые ребята пришли к власти, вчерашние гимназисты, они дали ей характеристику, несовместимую с требованиями новой власти.

В 1915 году Липецкая женская гимназия становится смешанной - в Липецк в связи с Первой мировой войной эвакуируется  Гродненская мужская гимназия, которую разместили на время в здании женской гимназии.

От платы за обучение в гимназии освобождали наиболее прилежных учеников, а также детей из несостоятельных семей, но бюджетниками были не более 10% общего количества учащихся.

— Поделюсь своим опытом, я занимался изучением документов елецких гимназий, мужской и женской, — рассказывает историк Денис Ляпин. — Из двадцати фамилий в списках студентов почему-то были вычеркнуты карандашом почти все. А потом я узнал, что остались невычеркнутыми только те, кто сумел закончить гимназию. Было сложно учиться в гимназиях, особенно в женской — там такая была большая программа. Но даже если девушка не заканчивала гимназию, ей выдавали диплом с правом преподавания на дому. Но в университет с этим дипломом она уже не могла пойти. Никогда я не видел золотых медалистов, лишь изредка попадались серебряные. Только лучших студентов, как сейчас на Западе, поощряли стипендиями и льготами, остальные были вынуждены оплачивать учёбу, не все могли себе это позволить

Однокашники поэты и будущие маршалы

Реальное училище в  Липецке было открыто в 1908 г. Первоначально оно размещалось в двух домах на ул. Усманской (ныне ул. Фрунзе), арендованных у липецкого купца Котельникова. В  реальных училищах больше внимания уделяли математическим и естественным дисциплинам. Занятия велись девятью преподавателями в четырех классах, насчитывающих 149 учащихся. Преподавались закон Божий, русский язык, математика, история, география, черчение, рисование, немецкий язык, французский язык, чистописание, гимнастика, пение.

Первым директором реального училища был Александр Васильевич Ордынский. Новое здание Липецкого реального училища было построено в 1911 году на средства городской казны при участии городского головы М.А. Клюева. Оно также сохранилось в целости на улице Зегеля.

Выпускниками липецкого реального училища были первые липецкие поэты Алексей Липецкий и Дмитрий Богданов, а также знаменитые маршал Митрофан Неделин и генерал Николай Великолепов.

Стоит также упомянуть о липецком уездном училище, которое было открыто в Липецке в 1830 году. Его курировало Министерство просвещения. В 1836 году оно было преобразовано в Липецкое приходское училище. А в новом веке, с 1902 года оно стало городским начальным 3-классным, затем и 4-классным училищем и преобразовалось в 1912 году в высшее начальное училище. Любопытно, что в 50-е годы здесь несколько лет преподавал философ Фёдоров. Но он был своеобразным «фриком» тех лет, носил бороду и калоши на босу ногу, поэтому начальство поспешило от него избавиться.

Елецкий образовательный феномен

И осталось сказать о низшей ремесленной школе, открытой в 1902 году. В ней учили столярным и плотницким работам. Долговечными оказались два мужских и одно женское приходские училища, которые образовались ещё в 30-е годы XIX века и дотянули до революции.

Михаил Корольков сетует, что липецким мальчикам был отрезан путь к высшему образованию, так как не было в Липецке своей мужской гимназии, такой как в Ельце. Так что многие не могли выбиться в люди, как следует. А в Ельце, где были мужская и женская гимназии, существовал даже некий «елецкий образовательный феномен», когда выпускников тех гимназий охотно принимали в столичные вузы.

— В середине XIX века происходит ломка. Меняется подход к образованию и вообще к жизни. Жизнь ускоряется, и люди начинают ценить образованность, хотят использовать свой досуг с интересом, рассказывает историк Денис Ляпин. — Появляется некий образовательный бум — и снова в тех городах, которые наиболее богаты.

В нашем регионе только дипломы елецкой мужской гимназии признавались в столичных вузах. Поскольку Елец был богатым городом, здесь нанимали самых дорогих учителей, поэтому качество полученных там знаний было на высоте.

Справка:

В Липецком уезде в 1892 году проживало 23473 ребёнка школьного возраста. В начальные школы ходило только 4275 мальчиков и 759 девочек.

Дисциплина в учебных заведениях по нынешним меркам была чересчур строгой, потому что не столь важны были полученные знания, сколь полученное воспитание. Была установка выпустить человека, годного к работе.

— Сейчас это ушло, человек свободен, — рассказывает Денис Ляпин. А в 19-м веке была строгая, наглаженная форма, да и ученик был под постоянным контролем. На гимназистов оказывалось постоянное давление. Так что ту систему образования не стоит идеализировать.

Экскурсоводы музея рассказали, что если в церковно-приходских школах дети могли как-то избежать наказания, то в гимназиях и училищах такой номер бы не прошёл. Ученики перед учителем должны были стоять навытяжку. И если ученик хотя бы смотрел исподлобья, то розог ему было не избежать. Требовалось смотреть открыто и доброжелательно в глаза учителю!

Впрочем, строгой была система обучения в то время, видимо, повсюду. Об этом красноречиво свидетельствуют прутья на парте перед манекеном, изображающем ученика церковно-приходской или земской школы в Липецком областном краеведческом музее. Там есть целый стенд, посвященный школьным документам и вещам дореволюционного периода.

Мода на открытые лекции началась в XIX веке

Идея распространения в народе грамотности и образования была настолько популярной в 70-е годы XIX века, что интеллигенция стала открывать так называемые «народные университеты» - публичные лекции, которые бесплатно читали для народа отдельные энтузиасты, получая для этого лицензию.

- Народные университеты были разновидностью благотворительной работы интеллигенции, - рассказывает директор института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина Денис Ляпин. - В народных университетах также выдавались свои дипломы, которые, впрочем, ничего не значили. Но люди охотно шли на эти лекции, потому что в конце XIX века у людей появилась тяга к знаниям, особенно у женщин.

Кстати, сейчас такие лекции тоже в моде, при желании можно найти в интернете целые бесплатные циклы, записанные педагогами и учёными.

В Российской империи ещё до отмены крепостного права уже существовало более 8 227 приходских и  уездных училищ, где училось около 450 тысяч учеников. Но школ  на всех не хватало, в среднем  на 100 человек приходилось 7 обученных грамоте.