Эдгард Запашный: «Хищники не раз пытались порвать моего брата»
Представители известной цирковой династии Эдгард и Аскольд Запашные рассказали о работе с хищниками и о дружбе с животными
С 28 октября в воронежском цирке идёт шоу братьев Запашных «Страшная сила». Корреспонденты «МОЁ!» поговорили со знаменитыми дрессировщиками об их необычной работе, о том, можно ли подружиться с хищником, и о причинах долгого перерыва в гастролях.
Хищнику сложно стать другом
Эдгард ЗАПАШНЫЙ:
— Любой человек стать дрессировщиком не может. Есть несколько факторов, являющихся залогом успеха. Надо искренне любить животных. Даже научить собаку бегать по площадке не получится, если ты не любишь собак. Нужно на постоянной основе развиваться — читать профессиональные книги, быть в кругу дрессировщиков, анализировать ошибки. Хороший дрессировщик с годами становится лучше. Будущему укротителю нужно осознавать ответственность за приручённых животных. Люди должны понимать, что очень большое количество времени дрессировщики уделяют своим подопечным. Когда животное уже не может работать, дрессировщики продолжают за ним ухаживать, заботятся о нём, потому что считают его членом семьи.
В нашей жизни при любом взаимодействии двух существ, даже равных друг другу, используется система поощрений и наказаний. Почему-то часто люди думают, что дрессировщик либо бьёт животное, либо подкармливает, однако я бы предостерёг от такой оценки. К примеру, есть дети, которые нуждаются в строгости, а есть те, которым нужна похвала, поощрения. Сначала «дрессируют» нас с вами, воспитывая, потом мы «дрессируем» детей, внуков, учеников.
Человека, который садится на лошадь, животное тоже поначалу сбрасывает. Одну лошадь надо строго взять за узду, другую — отпустить, чтобы она вернулась к хозяину. Одного закона дрессуры нет.
Хищники не единожды пытались порвать моего брата и на меня кидались. — В каждый из таких моментов мне было страшнее за брата. За себя как-то не успеваешь испугаться, да и собой рисковать проще.
Ты можешь стать хищнику другом, а вот получишь ли взаимность — вопрос. Тигры, например, эгоистичные. А львы — семейное животное. Львы похожи на собак, с ними легче найти общий язык, а тигры — своенравны, как все кошки.
— В Воронеже мы не были 8 лет, — рассказывают дрессировщики. — Когда мы с братом начали руководить Большим московским цирком, то работы навалилось столько, что несколько лет мы вообще не гастролировали. А сейчас приняли решение отправиться на гастроли. Тур начался в декабре прошлого года. Сначала привезли «Страшную силу» в Нижний Новгород, потом задержались в Санкт-Петербурге, только что отработали в Саратове, а после Воронежа отправимся в Самару.
Про цирки
Эдгард ЗАПАШНЫЙ:
— Количество стран, в которых цирки с животными остаются, становится меньше, но они есть. Наш коллега из немецкого цирка «Крона» Мартин Лэйси выводит сейчас на манеж 25 львов! А нам так называемые зоозащитники пытаются внушить, что в Европе нет цирков с животными. Так вот в «Кроне», на минуточку, 300 (!) животных. Зоозащитники очень любят писать: вы посмотрите, как мучают тигров, они устают! Но если вы внимательно посмотрите наше представление, то увидите: у нас каждый тигр делает по одному, максимум по 2 трюка за 20-минутное выступление. По-моему, это работа мечты, когда ты 2 движения сделал и идёшь отдыхать.
Мы с Аскольдом сделали номер, который не доделал наш отец, — прыжок на льве. Но нас часто спрашивают, есть ли какие-то трюки отца, которые мы до сих пор не смогли повторить. И я отвечаю, что есть трюки, которые повторять на сегодняшний день не стоит, даже если ты того хочешь. К примеру, у папы был очень красивый трюк, когда выбегало два тяжеловоза в чепраках (плотные подстилки под конское седло. — «Ё!»), которые служили хорошей бронёй, и лев запрыгивал на галопирующую лошадь. Потом спрыгивал и снова запрыгивал. С первого скакуна на второго, потом снова на первого… Это было очень зрелищно. Сложный трюк. Но если сейчас мы его повторим, то в ответ услышим от так называемых зоозащитников: «Бедная лошадь, она в стрессе, на неё запрыгивает лев»… То, что делалось 30 — 40 лет назад, сегодня не примут.
Аскольд ЗАПАШНЫЙ:
— Наш проект является симбиозом театра, кино, цирка, балета. Мы ушли далеко от классического цирка. Если вы заметили, у нас нет ни ведущего, ни клоунских реприз. Есть сюжет, развязка, диалоги героев. Я не говорю о выезжающих на манеж поезде и большом автомобиле, самолёте, которому нам пришлось сделать складные крылья, чтобы с ним можно было гастролировать. Создавая шоу «Страшная сила», мы ставили задачу сделать проект, который будет не похож на все остальные. Я выбрал жанр приключенческого экшена, чтобы зритель мог полностью погрузиться в атмосферу происходящего, сопереживать героям.
Для меня всегда было интересно делать что-то новое, за что ещё никто не брался.
Мы уже делали мюзиклы, эпосы, триллеры, цирковые представления и шоу. А потом решили сделать приключенческий экшен, взяв за основу голливудские кинотрилогии «Мумия» и «Индиана Джонс».
Главная мысль, которую мы заложили в спектакль: если доверить человеку некоторые вещи, его сила может быть направлена как во благо, так и на разрушения. И это своего рода лакмусовая бумажка в сегодняшней политической ситуации и эпохе в целом. Для нас слово «патриотизм» не пустой звук. И хочется, чтобы люди ценили то, что производится в родной стране, и гордились этим. Ведь многое из того, что создано в России, — это по-настоящему страшная сила!
КСТАТИ
- Большой Московский цирк — крупнейший цирк в Европе, построен в 1971 году, его зал вмещает 3 400 зрителей, работает в нём более 500 человек.