Никто не застрахован от страховщиков
Как страховые компании обманывают доверчивых клиентов
Многие из тех, кто имел несчастье после ДТП взыскивать деньги за ущерб со страховых компаний, знают, что сделать это непросто. По мнению автомобильного эксперта Николая Киселёва, компании, работающие на рынке автострахования, часто пользуются правовой неграмотностью автомобилистов. Разберём наиболее часто встречающиеся случаи отказа в выплатах.
Автомобиля нет, а страховка идёт
Недавно произошёл необычный случай со страховкой при покупке автомобиля в кредит. Женщина заключила кредитный договор, договор купли-продажи и оформила страховой полис каско за 50 тысяч рублей. Машину ей пообещали отдать через пару дней, когда придёт паспорт технического средства. Затем сказали, что документ будет через неделю, потом — ещё через две. Дотянули до трёх месяцев. Покупательнице пришлось судиться. Машину и документы салон так и не смог отдать. Договоры, в том числе и страхования, расторгли. Но за полис вернули лишь часть денег: страховая компания решила, что полгода она обслуживала несуществующий автомобиль!
— В суде мы доказали, что договор был недействителен с момента его заключения.
Как человек может застраховать то, что ему не принадлежит? — говорит Николай Киселёв. — Ведь машину покупательница так и не получила, ПТС в глаза не видела, а ведь именно этот документ подтверждает право собственности. Деньги вернули в полном объёме.
Сумму выплаты занижают, ссылаясь на статью закона, которой нет
Водитель попал в ДТП, обратился в страховую компанию.
Ему выплатили 20 тысяч рублей, но реально ремонт обошёлся в 60 тысяч.
— Машину починили, и только после этого автомобилист задался вопросом: а ради чего, он страховался? — рассказывает Николай Киселёв о недавнем случае.
Чеки со стоимостью работ из мастерской поводом для пересмотра размера страховой выплаты не являются. Вдруг пострадавший сговорился с сервисом, заплатил за ремонт 20 тысяч, а чеки ему дали на сумму вдвое большую? Для подтверждения реальной стоимости ремонта необходимо заключение экспертизы.
Но как её проводить, если автомобиль уже отремонтирован? Оказывается, выход есть. Экспертизу можно провести по акту осмотра автомобиля, который имеется у страховщика.
— Копию акта страховщики обязаны выдать пострадавшему в течение 3 дней с момента обращения, — поясняет Николай Киселёв. — Однако на просьбу водителя выдать документ страховая компания ответила отказом. Сказали, что ничего выдавать не должны согласно закону об ОСАГО. Однако конкретную статью закона не указали. Потому что такой статьи в законе об ОСАГО просто нет.
Нам пришлось разослать жалобы по поводу отказа в прокуратуру, Федеральную службу по контролю за финансовыми рынками (ФСФР), Российский союз автостраховщиков (РСА) и генеральному директору страховой компании в Москву.
Уже через две недели после отправки писем владельцу выдали все необходимые документы. По акту осмотра с перечнем повреждений сделали экспертизу. Размер ущерба был близок к той сумме, в которую обошёлся ремонт. Суд обязал страховую компанию выплатить незаконно удержанные деньги (около 40 тысяч рублей).
Кроме того, на страховщиков наложили ещё и штраф в размере 15 тысяч рублей в пользу автомобилиста.
Кстати, с исполнительным листом лучше всего идти не в страховую компанию. Отправляйтесь сразу в банк, в котором у страховой компании открыт расчётный счёт. Деньги будут сняты со счёта компании в течение трёх дней.
Отказываются возвращать деньги при досрочном прекращении договора
Часто бывает так, что человек продаёт машину за несколько месяцев до окончания действия страхового полиса. Договор страхования можно при этом досрочно расторгнуть и вернуть часть денег. Компания не возвращает часть страховой премии, пропорциональную времени, в течение которого действовала страховка.
Остальное она обязана вернуть. На деле часто возвращают сумму, значительно
меньше положенной.
— В соответствии с постановлением правительства РФ
страховая компания может 23% собранных по ОСАГО средств использовать на своё
содержание (аренда офисов, зарплата, реклама, бланки), — поясняет возникновение
причины спора Николай Киселёв. — Страховщики считают, что раз уж они заключили
договор, то уже потратились на бумагу и зарплату сотрудников. Они вычитают из
стоимости полиса 23% и уже от получившейся разницы отдают неизрасходованную
часть страховой премии. На самом деле вычитать эти 23% в случае выплаты
оставшейся суммы страховки страховая компания не имеет права. И часто достаточно
устной претензии, чтобы сумма выплаты была пересчитана.
Читать все комментарии