ОСАГО: электронные полисы доступны не всем

«Житьё» выяснило, действительно ли после внедрения системы продажи полисов автогражданки через интернет получить страховку стало проще

28.01.2017 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

С 1 января все страховые компании, у которых есть лицензия на автострахование, обязаны оформлять полисы ОСАГО через интернет. Некоторые компании добровольно предоставляли е-ОСАГО ещё с 1 июня 2015 года, но это был пилотный вариант, который работал неуверенно. А сейчас это обязательное условие существования страховщика на рынке. Если оформление электронного полиса невозможно из-за проблем с сайтом или технических неполадок, страховые компании обязаны незамедлительно информировать об этом Центробанк. Также ЦБ РФ установил штраф в размере 300 тысяч рублей для компаний, которые не обеспечат возможность оформить полис онлайн. Корреспонденты «Житья» выяснили, оправдались ли надежды автовладельцев на лёгкое получение страховки.

Липецк в лидерах по продажам электронных полисов

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за первые 11 дней января в стране было продано более 10% прошлогоднего объёма полисов е-ОСАГО.

— Страховые компании 1 января запустили обязательные продажи
ОСАГО в электронном виде. За первые 11 дней заключено уже 37,5 тысячи таких договоров при том, что за весь 2016 год автовладельцы купили 330 тысяч полисов е-ОСАГО, — сообщил президент союза Игорь Юргенс.

Липецкая область находится на 8-м месте по продажам электронных полисов. С 1 по 11 января в регионе продали 1 191 страховку, при этом за весь предыдущий год в области продали около 1 700 электронных полисов. Чуть больше в Воронежской области — 1 226, а на 9-м месте Москва — 923. На первом месте по продажам е-ОСАГО в 2017 году пока находится Краснодарский край. Ожидаемо регионами-лидерами по числу заключённых договоров е-ОСАГО являются субъекты, где было много проблем с доступностью автогражданки.

У кого не получится оформить е-ОСАГО

Процедура покупки е-полиса ОСАГО требует некоторого времени, и для людей, не привыкших к электронным документам, может составить проблему. Вы регистрируетесь на сайте компании, заполняете договор. Все данные, указанные вами, будут проверяться через автоматизированную информационную систему (АИС) РСА. Если проверка прошла успешно, система рассчитает для вас стоимость полиса, которая не будет отличаться от той, что вам посчитали бы в офисе. Разве что за минусом навязанных допов.

— Оформить полис в электронном виде не удастся, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют данным, содержащимся в АИС ОСАГО, — пояснили нам в одной из страховых компаний. — Например, если водитель умолчал о факте аварии по своей вине в прошлом страховом периоде, а она была зарегистрирована, или в документации имеет место банальная опечатка или ошибка. Также оформить нельзя ОСАГО в том случае, если в АИС ОСАГО нет сведений о вашем автомобиле. Это значит, что у вас была липовая страховка, и новую через интернет получить не получится. Придётся идти в офис страховой компании.

Старые проблемы на новый лад

Липчанка Елена Донец довольна новой системой получения автогражданки. Впервые она страховала машину в феврале 2015 года по старой схеме: пришла в страховую, отстояла очередь, заплатила сверх положенного. В 2016-м Елена была одной из первых, кто освоил пилотную систему продажи электронных полисов.

— Страховку прошлой зимой оформила через интернет по данным первой страховки, причём удалось это с первой попытки. Видимо, год назад это было ещё не так распространено, а вот сейчас, когда оформляла, получилось не сразу, — поделилась Елена. — На сайте компании есть раздел «Электронное ОСАГО», а дальше по шаблону: регистрация в личном кабинете, информация по авто. Сначала система выдавала сбой, но через пару дней я попробовала ещё раз и всё оформила за 10 минут.

Но не все липчане, желавшие купить е-ОСАГО, смогли это сделать.

— Половина сайтов по факту не работает, на других не получается пройти подтверждение в единой базе ОСАГО (АИС) РСА. Я из десятков страховых компаний пока могу назвать лишь две, где е-ОСАГО оформить реально, — это «Росгосстрах» и «Согаз». Если агенты могут пойти навстречу, что-то подправить, чтобы вы получили ОСАГО, то через интернет это сделать невозможно, — поясняет страховой агент Анатолий Серов. — Система сырая и не справляется с потоком клиентов. В итоге очереди в страховых никуда не испарились, как и допы. Моё мнение: ОСАГО надо сделать добровольным. Это не приведёт к тому, что не будут покупать полисы. У нас уже сложилось автообщество, которое понимает необходимость страховки. А сейчас ОСАГО — это бюрократия и одни проблемы.

Дозвониться до страховых компаний по вопросам е-ОСАГО оказалось сложно: похоже, очень многие сталкиваются с трудностями при оформлении полиса. Например, чтобы дозвониться до компании «Ингосстрах» потребовалось около 20 минут висеть на телефоне. Но там уверяют, что никаких проблем при покупке полиса на их сайте возникнуть не должно.

— Чаще всего звонят с вопросом о том, почему не проходит подтверждение в АИС РСА, — сообщили специалисты компании. — Но там система детально указывает на все возможные ошибки, опечатки. Если вы уверены, что всё заполнили верно, то стоит приложить сканы документов, и специалисты лично вручную проверят правильность заполнения заявления. Если они обнаружат ошибку, то сообщат вам и исправят. Пока сбоев в системе у нас не было

Если сайт компании не работает...

Страховые компании обязаны обеспечить бесперебойную работу сайтов для продажи е-ОСАГО. Суммарная длительность перерыва в работе сайта не должна превышать 30 минут в сутки. При проведении плановых технических работ компания обязана разместить объявление об этом на главной странице сайта не менее чем за сутки до их начала с указанием даты и времени окончания. Такие работы могут проводиться раз в месяц только с 22.00 до 8.00. Ещё одно требование — процедура получения полиса е-ОСАГО не должна занимать более 30 минут. Если эти условия нарушаются, жалуйтесь:

* ЦБ РФ

398000, г. Липецк, пл. Плеханова, 4, тел. 27-53-34, сайт www.cbr.ru.

* Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ

107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; эл. почта: fps@cbr.ru; тел. 8-800-250-40-72, сайт www.cbr.ru.

* Российский союз автостраховщиков

115093, г. Москва, ул. Люсиновская, 27, стр. 3; эл. почта: request@autoins.ru; тел. 8-800-200-22-75; сайт www.autoins.ru

ИНСТРУКЦИЯ «ЖИТЬЯ»

Как купить полис е-ОСАГО

Если предыдущий полис ОСАГО вы покупали не в офисе компании, а через брокера, проверьте его наличие в единой системе РСА на сайте www.autoins.ru, найдя на главной странице «Проверить полис ОСАГО». Если полис там есть, можете начинать оформление электронного е-ОСАГО.

  • Зайдите на сайт страховой компании и выберите раздел автострахования.
  • Выберите электронное ОСАГО.
  • Зарегистрируйте личный кабинет. Для этого нужно получить идентификаторы для доступа — логин и пароль (они передаются либо по электронной почте, либо в SМS, либо при обращении в офис страховщика).
  • Заполните заявление.
  • Далее ваши данные проверит система по единой базе ОСАГО (АИС) РСА.
  • У разных компаний процедура может отличаться: в некоторых в обязательном порядке в соответствии с законом требуется приложить сканированные копии следующих документов:
    — паспорта,
    — водительского удостоверения,
    — ПТС,
    — диагностической карты (для авто старше трёх лет).

В некоторых сканированные копии понадобятся только в том случае, если введённые вами данные не пройдут проверку по единой базе ОСАГО (АИС) РСА: в этом случае прикладываете сканы, отсылаете заявление, и сотрудник компании в ручном режиме проверяет правильность ваших данных.

  • Оплатите полис с помощью банковской карты или иным способом, предусмотренным компанией.
  • Полученный на электронную почту полис распечатайте.

Новости других СМИ