Сотни детских площадок могут быть опасны для малышей в Липецке
Проблему не могут решить годами
Сотни детских площадок могут быть опасны для детей в Липецке
Дырявые аттракционы, облезлые качели, живописная мусорная куча в бурьяне. Это детские площадки во дворах домов. Активисты липецкого отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) обнаружили их 13 августа на улицах Энергоносителей, Российской и Физкультурной, а также в парке «Матырский» — это всё в микрорайоне с одноимённым названием. Насчитали больше десяти.
— Мы уже поднимали проблему с детскими площадками в посёлке Матырском: состояние некоторых из них плачевное — даже аварийное. Выяснилось, что большинство из них бесхозные, — объясняют в ОНФ. — Приглашали сюда представителей администрации Липецка. Но время прошло, а ничего не изменилось. И на этих опасных площадках продолжают играть дети.
«Фронтовики» направили в мэрию очередную петицию: требуют взять бесхоз на баланс, привести в нормативное состояние и божеский вид. Редакция «Житья» направила в администрацию свой запрос. Но.
Детских травм — десятки тысяч
■ Июль 2022-го: на детской площадке на улице Катукова, 35 качели падают в тот момент, когда на них катаются двое мальчиков. Они чудом остаются живы, но одного (на тот момент ему 9 лет) бьёт по лицу тяжеленной перекладиной. Прокуроры выяснят, что качели были на балансе у городского центра рекламы — муниципальной конторы — и развалились из-за неправильной эксплуатации. Мэрия опасный аттракцион демонтирует.
■ Август 2022-го: на Советской, 33 малыш, которому 2,5 года, получает травмы, скатившись с горки. Как рассказывает мама, у ребёнка большая ссадина на спине. По её словам, на площадку постоянно завозят песок, но спуск у горки всё равно опасный. Следственный комитет начал проверку, история затихла.
■ Август 2023-го: на улице Вермишева голову двухлетнего мальчика зажимает металлическими прутьями в ограждении детской площадки. Парнишку с помощью гидравлического оборудования вызволяют спасатели.
И это лишь три случая в Липецке, которые выпали в поисковике первыми по запросу «ребёнок пострадал на детской площадке». Сколько их всего? А по стране? А никто точно не знает. Отдельной официальной статистики нет. Если ребёнок расшибся на детской площадке, это засчитывается рядовой «бытовой травмой», как порезанный пальчик на кухне. По оценкам Общероссийского народного фронта, в масштабе России на детских площадках происходит порядка 40 тысяч несчастных случаев в год. По оценкам технического и судебного эксперта по безопасности детского игрового и спортивного оборудования Натальи Зинченко, ежегодно до ста детей в стране на детских игровых и спортивных площадках погибают. При этом если всё же удастся найти концы — кто за гиблую площадку отвечает, — наказание формальное: символические штрафы за травмы, условные сроки за детские смерти.
Чудовищная трагедия произошла 11 августа прошлого года в саратовском селе Титоренко: ворота для мини-футбола рухнули на 10-летнюю девочку, она впала в кому и умерла в больнице. В СКР возбудили уголовные дела. Выяснилось, что спортплощадка муниципальная, а те ворота плохо закрепили при ремонте. Приговоры: бывшему главе сельсовета — два года условно за халатность, должностным лицам подрядчиков — фирме, проводившей ремонт, и той, которая работы контролировала, — по два года условно и по 300 тысяч штрафа за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Ребёнка — нет.
Если ребёнок покалечился на детской площадке, законные представители вправе обратиться в суд с гражданским иском о компенсации морального вреда и затрат на лечение. Ответчик — тот, на чьём балансе оборудование. Если площадка бесхозная — судиться надо с муниципалитетом.
Каждая третья потенциально опасна
В 2022 году общественный совет Минстроя промониторил техническое состояние детских площадок в стране. Проверил 57 объектов в 13 городах восьми регионов. Вывод: более трети потенциально опасны, основные нарушения по качеству и эксплуатации. Такие же данные — о каждой третьей опасной площадке в стране — даёт ОНФ. В 2021-м масштабную проверку провели липецкие прокуроры: 2 348 детских игровых и спортплощадок, 249 из них оказались «в ненадлежащем состоянии». Каждая десятая. Правоохранители нашли 527 нарушений, выдали 154 представления, возбудили 164 административных дела. 75 «лиц», по должности отвечающих за состояние площадок, получили выговоры и замечания, некоторых — страшное дело — лишили премии.
А вот из специального отчёта уполномоченного по правам ребёнка в Липецкой области Юрия Тарана о состоянии детских игровых и спортивных площадок в регионе. За четыре года — с 2020-го по 2023-й — он получил 283 жалобы от жителей по 160 адресам (то есть из некоторых домов жаловались несколько раз). При проверках практически все факты подтвердились. В 29% случаев обнаружилось опасное оборудование (вот и та треть, о которой говорят Минстрой и ОНФ), в 23% на площадках не оказалось фонарей, 22% — более чем каждая пятая — располагались в опасном месте, 21% — на площадках были свалки и грязь.
За один лишь 2022 год в рамках всероссийской акции «Безопасность детства», которая проводится по поручению главного детского правозащитника страны Анны Львовой-Беловой, у нас проверили 1,5 тысячи детских игровых и спортивных площадок. В инспекциях участвовали общественники, правоохранители, чиновники.Результат:39% площадок даже на взгляд («визуальный осмотр») с травмоопасным оборудованием. 47% без обязательного информационного щита, как того требует ГОСТ Р 52301-2013 — с табличкой об изготовителе (название, адрес), годом введения в эксплуатацию, правилами пользования и возрастным ограничением, номерами телефонов скорой, спасателей и служб, куда звонить при поломке.
И ещё от Юрия Тарана: в 2022-м в нашем регионе на спортплощадках и «в общественных пространствах» получили травмы 32 ребёнка, что в пять раз больше, чем бытовые травмы из-за несоблюдения правил безопасности. Модный оборот с «пространствами» — это обычные парки, скверы и прочие места отдыха, и там тоже есть детские площадки.
Святое дело — «инвентаризация»
После своих инспекций правозащитники пишут воззвания депутатам, те их «рассматривают», «принимают решения». В 2022-м, например, результатом стали аж три отремонтированные площадки, на семи снесли гиблое оборудование. По восьми Юрий Таран направил обращения в прокуратуру: на пяти навести порядок обязали УК, а три площадки взять на баланс заставили мэрию — с боем через суд. При этом о катастрофе с качелями и горками городские чиновники и депутаты громко говорили ещё в 2016 году. Тогда после вала жалоб от населения провели «перепись» площадок и страшно удивились: в 1 080 дворах Липецка порядка 6,5 тысячи единиц бесхозного игрового и спортивного оборудования, большинство — рухлядь. Депутаты схватились за калькуляторы и погрустнели ещё сильнее: только на снос нужно полмиллиона рублей. Если сдать в металлолом, 300 тыщ можно компенсировать, но всё равно для бюджета накладка. Цитирую новость на сайте Липецкого облсовета депутатов от 12 июля 2016-го:
«Для решения этой проблемы парламентарии предложили администрации города чёткий порядок действий. Во-первых, провести полную инвентаризацию всех детских и спортивных площадок, чтобы точно знать, какие ещё можно восстановить, а какие ремонту уже не подлежат. Второй шаг — признание оборудования ничейным через суд и приём его на баланс управления капремонта. Третий — разработка подробной сметы и выход в Горсовет с поправками в бюджет для получения финансирования на необходимые работы».
Срок исполнения рекомендаций мэрии определили до 1 сентября того же года. Проходит восемь лет, результат — в докладах уполномоченного и на конкретном примере в микрорайоне Матырский.
А чиновники заняты важным делом: в очередной запев детские площадки считают. Ходят по дворам, проводят «инвентаризацию»: об этом официальная газета мэрии «Первый номер» сообщила 13 августа, когда ОНФ зажигал в Матырском. Председатель департамента развития территорий Алексей Тихомиров доложил, что на балансе Центра развития территории (то есть, у города) 8 тысяч 357 единиц детского и спортоборудования, и у более чем половины истёк срок эксплуатации. Ещё «примерно столько же», по оценке чиновника, бесхозного: за восемь лет вместо «решения проблемы» — плюс 30% опасного детского оборудования, за которое не отвечает никто. И в любой момент чьего-то ребёнка на игровой площадке может покалечить или убить.
По словам Тихомирова, ежегодно на ремонт и демонтаж опасного оборудования на муниципальных детских площадках бюджет выделяет аж 1 миллион рублей. В 2022-м на него благоустроили 65 дворов с площадками, в 2023-м — 62, в нынешнем планируют 45. Потому что жизнь дорожает, и миллион сейчас — это не миллион два года назад. А что с бесхозом? Ну вы же понимаете, «вопрос прорабатывается», город уговаривает УК взять себе... А если площадка на неразграниченной территории, то «придётся либо снести, либо отремонтировать за счёт бюджетных средств». В кавычках — цитаты по чиновничьей газете. Печаль какая — «придётся» спасать детей.
■ ■ ■
Предвижу вопрос: «А если мой ребёнок на такой площадке убьётся — кто ответит?!» Отвечает юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова:
— Надо определить, на чьей земле площадка: открываем публичную кадастровую карту. Если участок относится к общей собственности дома, то отвечает УК или ТСЖ. Если за пределами — земля муниципальная, и отвечает мэрия. Из практики: во многих регионах власти пытаются скинуть детские площадки управляющим организациям и отдаёт под дома больше земли: содержать недёшево, а в случае чего оказаться в суде никто не хочет. За ненадлежащее содержание площадок УК может грозить ст. 14.1.3 КоАП РФ — за управление домами с нарушением лицензионных требований. В зависимости от тяжести нарушения штраф для юрлица до 350 тысяч рублей. С наказанием для чиновников, на мой взгляд, пробел: чётких мер не прописано. Если речь о тяжёлой травме или гибели — это Уголовный кодекс РФ. Как заставить площадку отремонтировать? Жаловаться в прокуратуру, Роспотребнадзор и ГЖИ. Если площадка бесхоз, обязать взять её на баланс может прокуратура — через суд в интересах неопределённого круга лиц. Если ребёнок пострадает на бесхозной площадке — отвечать всё равно будет орган местного самоуправления, как того требует Жилищный кодекс РФ.
P.S. Когда номер подписывался в печать, «Житьё» получило ответ мэрии. Мы обязательно вернёмся к теме.
Если площадка частная и платная, спрашивать за нарушения надо с владельца оборудования. За оказание услуг ненадлежащего качества штраф для юрлиц по ст. 14.4 КоАП РФ от 20 тыс. до 30 тыс. рублей
Какой должна быть правильная площадка
По детским площадкам есть ряд ГОСТов, но один из главных документов сейчас — Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017). Его приняли 17 мая 2017-го, 17 ноября 2018-го он вступил в силу. Оснащение площадок, которые монтируют с тех пор, должно ему соответствовать. На тех, что установили раньше, качели/горки надо менять в соответствии с техрегламентом. Вот, например, его общие требования. Оборудование и его элементы должны быть сконструированы так, чтобы:
- соответствовать возрастной группе детей, для которых они предназначены;
- был очевиден и легко распознаваем ребёнком возможный риск при игре;
- лица, которые присматривают за детьми, имели возможность доступа внутрь оборудования для оказания помощи детям;
- не допускалось скопление воды на поверхности оборудования и обеспечивались свободный сток и просыхание;
- обеспечивались доступность и удобство очистки от пыли, грязи и мусора.
И вот вполне конкретные, по которым конструкция качелей/горок и прочих «игрушек» должна:
- обеспечивать прочность, устойчивость, жёсткость и неизменяемость;
- иметь защиту от коррозии и старения;
- иметь защиту выступающих концов болтов, гладкие сварные швы, закруглённые углы и края.
Выступающие острые элементы и шероховатости, которые могут нанести травму, запрещены. Конструкция должна быть устойчивой настолько, чтобы поддаваться демонтажу только специнструментами.
Техрегламент хорош. Проблема в том, что следить за его исполнением в стране некому. 31 декабря 2020-го премьер Михаил Мишустин возложил эту обязанность на Росстандарт — в апреле 2022-го тот же премьер Росстандарт таких полномочий лишил. Если раньше эксперты могли проверить любую «игрушку» для детской площадки ещё при производстве, то теперь — лишь тот образец, что соизволит предоставить для сертификации изготовитель.
Читать все комментарии