Можно ли доверять аварийным комиссарам?
Едва случается ДТП, как тут же рядом с водителями появляются люди, готовые предложить помощь в оформлении аварии. Но стоит ли с ними связываться?
Каждый водитель знает, что первой сейчас на место ДТП приезжает не ГИБДД, а так называемые аварийные комиссары. Вот только многие водители понятия не имеют, можно доверять этим специалистам или не стоит.
Кто такие аварийные комиссары?
Аварийные комиссары — это специалисты с юридическим или техническим образованием, которые прошли специальные курсы по оформлению ДТП. Обычно они приезжают на место аварии в течение получаса или быстрее. Задача аваркома — провести осмотр места ДТП, сделать фотосъёмку повреждений и зафиксировать обстоятельства аварии, опросить очевидцев и примерно оценить ущерб. Далее он заполняет европротокол — документ, который послужит для страховой компании основанием для выплат и может быть использован в суде. На этом работа аваркома заканчивается, но водитель может нанять его, чтобы тот представлял его интересы в суде.
20 минут вместо 2 часов
Самый главный плюс вызова аваркомов — это скорость, с которой они оформляют ДТП. Машины некоторых фирм специально ездят по самым оживлённым улицам и смотрят, нет ли там аварий. Аваркомы могут запросто отличить настоящую аварию от так называемой автоподставы, которыми сейчас промышляют аферисты.
Есть 2 вида фирм, оказывающих такие услуги, — независимые и работающие от страховой компании. Вторые надёжнее, но есть нюанс: если комиссар работает от страховой компании, то в суде он прежде всего будет защищать её интересы. Первые же будут на стороне автовладельца. В Липецке около 10 служб аваркомов, 80% — независимые компании. Водители и сами могут заполнить европротокол, но, если упустят какую-то мелочь, могут лишиться выплаты.
— Водители не так часто попадают в ДТП, поэтому не знают всех тонкостей оформления, — говорит руководитель службы аварийных комиссаров Сергей Герасимов. — Мы обучаем сотрудников всем нюансам, на работу берём в основном бывших юристов, сотрудников страховых компаний или ГИБДД. У нас норматив приезда на место — 7 минут. Осмотр и оформление занимают 20 минут, это в разы меньше, чем при вызове ГИБДД.
Ускорить получение денег не помогут
Казалось бы, аваркомы — просто находка для водителей. Но не всё так радужно. Доверить оформление ДТП комиссару можно в случаях, когда по закону разрешено не вызывать ГИБД: если в столкновении участвовали только 2 авто без прицепов; нет пострадавших; виновник ДТП признал свою вину; оба водителя согласны на оформлении аварии без ГАИ; ущерб, нанесённый авто, менее 50 тысяч рублей. Если между машинами не было столкновения, к примеру, один из участников ДТП смог его избежать и врезался в ограждение — это опять повод для звонка в полицию.
В среднем помощь аваркома на месте ДТП обойдётся в 1 000 рублей, подача документов в страховую — ещё 1 000, независимая экспертиза — от 8 до 15 тысяч, выезд эксперта на осмотр машины — от 500 до 2 000 рублей, досудебная претензия — 1 000, подготовка и подача иска, представительство в суде 10 — 15 тысяч.
Между тем водители жалуются, что помощь аваркомов не ускоряет получения страховки. Липчанину Евгению Шипилову аваркомы обещали, что деньги от страховой он получит в течение 3 — 4 месяцев.
— Я попал в небольшое ДТП и обратился к аварийным комиссарам, — рассказывает Евгений. — Попросил их представлять мои интересы в суде. Сделали доверенность через нотариуса за неё 2 000 рублей. Фирма оценила повреждения моего авто и заверила, что через 3 — 4 месяца я получу выплаты, прошло уже 8, денег нет. После второго суда мне пришло письмо, что истец не явился на суд. То есть от меня никто на суде не присутствовал. В результате моё дело остановлено. Теперь буду подавать в суд на аваркомов. Если они не выполняют договор, пусть возместят убытки.
Почему выплаты задерживаются?
На вопрос водителя, почему денег нет, аваркомы обычно отвечают, что причина в нерасторопности страховщиков.
— Страховые компании преследуют цель заработать, — говорит Сергей Герасимов, — поэтому и затягивают выплату возмещения.
Страховые компании утверждают, что скорость выплат не зависит от того, кто оформлял ДТП — сотрудники ГИБДД, аваркомы или сам водитель, если конечно всё сделано верно.
— Вызов аварийных комиссаров — это просто услуга для водителя, она не влияет на страховую компанию, в том числе и на скорость выплат, — рассказала менеджер крупной страховой компании Екатерина.
Есть несколько способов взаимодействия водителей с аварийными комиссарами, которые помогут ускорить получение денег.
— Первый — продать долг страховщиков фирме аварийных комиссаров, чтобы те сами судились со страховой, — продолжает Сергей Герасимов. — Второй вариант — водитель сам идёт в страховую компанию, получает возмещение, приходит к аваркому, тот делает независимую оценку и, если страховая занизила стоимость повреждений при оценке, требует с неё выплатить остаток. И третий вариант — фирма берёт полное юридическое сопровождение на себя.
Но за аварийными комиссарами, как и за другими наёмными работниками, нужно следить в оба. По словам страховщиков, от аваркомов водители получают гораздо меньшие денег, чем от страховой. В договорах компаний бывают лазейки, которые помогают им получить до 20 — 30% отсуженных у страховщиков денег. Здесь уместен универсальный совет юристов — перед подписанием внимательно читайте договор.
«Комиссары не являются представителями власти»
— Деятельность так называемых аварийных комиссаров — это оказание ими услуг по сопровождению действий участника ДТП, — говорит юрист Областной юридической службы Артём ШЕЛУДЬКО. — По сути, их действия являются своеобразным консалтингом. Подобные службы помогут более грамотно и быстро справиться участникам ДТП с составлением документов и помогут сориентироваться в хитросплетениях процесса регистрации факта ДТП, а также объяснят, как действовать (а в некоторых случаях и самостоятельно сопроводят документы) при обращении в страховые компании. Некоторые из служб, которые занимаются помощью участникам ДТП также занимаются выкупом прав требования к страховым компаниям. В общем и целом считаю, что это удобный механизм помощи участникам ДТП. Однако важно помнить, что комиссары не являются представителями власти. Участие ГИБДД необходимо в случаях, когда есть пострадавшие, ущерб причинен третьим лицам, кто-то из участников ДТП пьян или находится в состоянии наркотического или токсического опьянения.
Читать все комментарии