Гитарист «Сектора Газа»: «Хой мстил мне, как мог»
Игорь Кущев рассказал, как относится к идее установки памятника лидеру группы в Воронеже
Гитарист легендарной воронежской группы "Сектор газа" рассказал, почему Хой мстил ему
Первую часть интервью гитариста легендарной воронежской группы «Сектор Газа» Игоря Кущева читайте по ссылке. Музыкант рассказал, как Мадонна поставила его песню Гаю Ричи, а также почему в песнях коллектива так много мата.
«Идея, была идея»
— Как вы придумывали песни в «Секторе Газа»?
— Однажды Хой говорит: «Что б сейчас такое написать, чтобы народу понравилось?» Я говорю: «Знаешь, Юра, наш народ любит сказки». Он на меня посмотрел: «Ну и что?» — «Ну напиши сказку. О лягушке-царевне напиши». Он мне: «Что, правда, что ли?»
Вот, например, идея тоже была. У них в СССР рай везде был: райсобес, райком. Я ему говорю: «У нас сарай, а у них рай везде. Давай про это песню напишем. Мы живём в сарае, а они в раю живут». До этого не дошло. Ничего не написали. Идея, была идея.
Так же вот, как и «Допился», идея. Мне звонит Володя Бочаров (воронежский автор текстов, преимущественно в стиле шансон) и говорит: «Слушай, Кущ, есть идея написать песню. Как ты на вылазку поехал с подругами. Там вурдалаки полезли, черти полезли все, ты перепился, подрался». Я сел, лысину почесал. Да, думаю, наверняка, и создал песню вот эту — «Допился», которую взял Гай Ричи. Судьба у песни очень странная.
«Мстил мне, как мог»
— Как группа отреагировала на ваш уход из «Сектора Газа»?
— Ужасно. Во-первых, Хой сказал мне: «Кущ, сколько ты сделал для «Сектора Газа». И сейчас ты уходишь? Тебя и в Москве никто не поймёт». Я говорю: «А почему Москва?» — «Да тебя вообще никто не поймёт, зачем ты уходишь».
А у меня причина такая получилась. У меня мама умерла. Я не знаю, понравится ли моё объяснение, но я считал, что мать потерять — это все потерять. Потому что для меня она была святой человек. Во-первых, она была врач. Незаменимый врач. Она столько жизней спасла, свою только не смогла сберечь. Вот гроб выносят. Я сознание потерял. Потом в себя пришёл, а мне надо ехать в Измайлово. Концерт был. Там три концерта на стадионе, всё битком, народу тьма. Мне для выступления уготовили мотоцикл «Ява», чтоб я на нём выезжал и начинал: «Мне на днях исполнилось 16 лет, захотел я двухколёсный драндулет». И вдруг меня нет.
Хой, конечно, разозлился так, что… Он ко мне пришёл потом, выпили: «Кущ, я этого не понимаю. Ну, может, ей там хорошо. Может быть, она хотела, чтобы ты играл в этой группе. Она же хотела, чтобы ты играл. Всё нормально. Почему?» Он долго понять не мог и невзлюбил меня потом. Мстил мне, как мог. Я говорю: «Юр, я к гитаре своей год не подходил». Я её брал в руки, и у меня слёзы были. Почему? Потому что гитара куплена была на её деньги. Если честно, не лукавя, не хотел больше играть в «Секторе Газа».
Потому что в своё время Хой выпалил такие слова: «Я наберу других музыкантов, которые мне будут жопу лизать за то, что я им буду платить 50 рублей с концерта». Я услышал эти слова. Мы только начали концертную деятельность, только в Люберцах отыграли, в Рязани, как он уже заявил, что наберёт других музыкантов, если будем выделываться. После этих слов у меня внутри революция произошла. Я думаю: «Зачем же я тут на тебя время трачу-то? Мне-то, оказывается, цена — 50 рублей. Ты можешь любым заменить меня». Но тогда ещё мама жива была моя. Она умерла, и у меня просто отчаяние появилось. Я вообще гитару взял свою и разбил: «Нету больше «Сектора Газа»!» И прям гитару об стенку. Правда, я её потом собрал, жива-здорова.
А потом эти же слова он и Тупикину говорил, поэтому тот ушёл из «Сектора Газа». Какое хамство, какое величие, как он вообще к людям относился... Ну как можно с таким человеком работать? Возомнил из себя царя. А ведь царя делает свита.
После моего ухода Татьяна Фатеева (бывшая бэк-вокалистка «Сектора Газа») меня из Воронежа выписывает в Москву на показ у Сергея Кузнецова — директора Gala Records. Я привожу материал. Он прямо тут же говорит: «Всё, делаем в студии». А там должен был Леонтьев работать. В итоге подвинули Леонтьева, всех подвинули. И привезли мне в студию семь гитар марки Gibson (3 — 4 тысячи долларов за инструмент. — «Ё!»). Он спрашивал у меня: «Ты когда-нибудь держал семь «Гибсонов»? За один день!» Я говорю: «Никогда!»
— Как вы думаете, если бы Юрий Клинских был жив, каким сейчас был бы «Сектор Газа»?
— Очень сложный вопрос. Во-первых, Юра поменял стиль. Типа сlawfinger у него последние работы были — тяжёлый строй на опущенных струнах. Я к нему приходил домой, он мне в записи ставил, я не знал, что это. Он говорил: «Ну ты послушай, ты послушай». И вот он подсел на эту музыку. В этом что-то есть, но это было далеко от «Колхозного панка». И очень далеко от того, с чего мы начинали. За что полюбили нас? За такие песни, как «Ночь перед Рождеством», ну за русские народные песни в общем-то. Поэтому мне сейчас сложно сказать, что было бы. Я его хотел назад вернуть в наш народный рок-н-ролл. Он обещал ко мне заехать. И я до сих пор жду.
— Скажите, а как вы относитесь к идее установить памятник Хою в Воронеже?
— Я за, почему бы и нет? Группа известная. В 90-е не у каждого таксиста была кассета группы «Кино», а «Сектора Газа» — да, заслушивали до дыр.
Читать все комментарии