«Всю жизнь играем в куколки»
На двоих супруги Вадим и Галина Жуковы посвятили кукольному театру почти 120 лет
Липецкий театр кукол невозможно представить без тандема режиссёра-постановщика Вадима Васильевича и актрисы Галины Николаевны Жуковых. Как знать, если бы более 40 лет назад они не приехали в наш город из Крыма, может, в Липецке и не было бы кукольного театра.
Детство Вадима и Галины выпало на трудные военные и послевоенные годы. Отец Вадима погиб на фронте, мать расстреляли за связь с партизанами. Воспитывала мальчика няня Екатерина Иосифовна, которую Вадик называл бабушкой. После войны бабушка Катя устроилась на работу уборщицей в симферопольский драмтеатр.
— Я стал в театре своим человеком, посещал спектакли и репетиции, — вспоминает Вадим Васильевич. — А потом во дворе мы с ребятами сами разыгрывали сценки из сказок или на военную тему.
И хотя без участия Жукова не обходился ни один школьный вечер или концерт в городском клубе, о театральной карьере он не думал.
— Я грезил морем, мечтал поступить в мореходку, — рассказывает Вадим Жуков. — Но туда меня не приняли. Пришлось учиться на слесаря-сантехника.
Однако по специальности он работать не стал. Однажды руководство местного кукольного театра попросило Вадима и его приятеля принять участие в новогодних спектаклях. Режиссёру приглянулся талантливый паренёк, и он пригласил его в труппу.
— Вот как бывает — пришёл в кукольный театр на пару недель, а остался на всю жизнь.
Поначалу работа с куклой Вадиму давалась нелегко, да и над речью пришлось немало поработать.
— Я говорил с южным акцентом, чередовал русские и украинские слова, — вспоминает Вадим Жуков. — Но актёры быстро выбили из меня эту «дурь».
Спустя пару лет главный режиссёр уже доверял Вадиму ставить спектакли. Его авторитет стал настолько велик, что, несмотря на свой возраст — 18 лет, он принимал участие в работе комиссии, которая отбирала новых актё
ров. В 1954 году на таком просмотре он познакомился с 17-летней Галей Чистовой.— Я только окончила школу, а тут объявление о наборе актёров в кукольный театр, — вспоминает Галина Николаевна. — Я так мечтала стать актрисой, что мне было всё равно, какой театр.
Три года Вадим ухаживал за Галиной, прежде чем они поженились. А потом они вместе учились в культпросветучилище. Вместе при приглашению местных властей приехали в 1968 году в Липецк создавать кукольный театр.
— Долгие годы работать приходилось в ужасных условиях — у театра не было помещения, ютились в обычной квартире, где размещались и репетиционный зал, и мастерская, и бухгалтерия, — признаётся Галина Жукова. — И если бы не взаимная поддержка, может быть, и не выдержали бы этого кошмара.
— У нас чётко распределены роли, — говорит Вадим Жуков. — В театре главный я, дома — Галина. На репетициях же все актёры равны.
Общий стаж работы в кукольных театрах Галины и Вадима Жуковых насчитывает почти 120 лет. Но уходить на они не спешат.
— Про нас говорят, что мы с Галей всю жизнь в куколки играем и никак не наиграемся, — смеётся Вадим Васильевич.
Труппа долгие годы не имела нормальных условий для репетиций, поэтому сейчас актёры хотят играть всё больше и больше
КСТАТИ
Как потратить миллион
На прошлой неделе Липецкий государственный театр кукол выиграл грант почти в 1 миллион рублей от Фонда Михаила Прохорова. Эти деньги помогут театру принять участие в нескольких театральных фестивалях, в том числе и международных, и познакомить отечественных и зарубежных зрителей и специалистов с творчеством коллектива. Пока в планах труппы поездка в Абакан на эколого-этнический фестиваль «Дух земли» в июле и гастроли в Финляндии в октябре.
БЛИЦ-ОПРОС
О закулисье
— Надеюсь, мне удалось создать в нашем театре хорошую творческую семью, где никто никого не пытается подсидеть, чтобы любыми способами выбить себе роль, — рассказывает Вадим Жуков. — Я на репетициях позволяю актёрам спорить с собой. Если ты по-другому видишь свою роль и считаешь, что так для спектакля лучше, докажи это мне. Но не на словах, сыграй. И вообще, я не диктатор, орать на актёров и стучать кулаком по столу — не мой стиль. Такими методами можно только загубить артиста.
О куклах
Чтобы спектакль удался, актёру нужно сжиться с куклой. Бывает, что бы ни делал, кукла не живёт.
— Просто отбывать номер она не позволит, обязательно покажет свой нрав. Если душа не лежит к кукле, то в руки её лучше не брать, — говорит Вадим Васильевич. — Несколько лет назад со мной произошёл такой случай. Репетировали новый спектакль. В руках у меня была новая кукла из поролона. Я с ней и так, и этак, но всё равно всё не то. Начал злиться и в конце концов порвал её в куски.
О детях
— Дети — самые чуткие зрители, они всегда отличают хорошую игру от халтуры, — уверен Вадим Жуков. — Современные более разборчивы. В послевоенные годы дети ничего не видели, а потому с упоением смотрели всё. Да и в советское время кругозор у наших детей был не слишком широким. Сейчас, оторвавшись от компьютеров или айподов и придя в театр, они словно бросают нам вызов: «Вы хотите нас обмануть, ну посмотрим, как у вас это получится». Но начинается спектакль, и они, забывая о своих сомнениях, увлекаются происходящим на сцене.
Читать все комментарии