Липчанин нашел доказательства того, что Куликовская битва прошла в Лебедянском районе

Николай Скуратов говорит, что историки не хотят признавать его точку зрения

31.07.2015 11:15
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Меньше месяца осталось до очередной годовщины Куликовской битвы. Как всем нам известно из школьных учебников, прошло сражение между русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника Золотой Орды Мамаем 8 сентября 1380 года между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на Куликовом поле на юго-востоке современной Тульской области. Однако не все историки согласны с местом проведения сражения. Липчанин Николай Скуратов нашел доказательства, что прошло сражение не в Тульской, а в Липецкой области. 

Что говорят летописи

Николай Скуратов родился в 1949 году в селе Большое Попово Лебедянского района. Окончил вечернее отделение МГТУ им.Н. Э. Баумана. Большую часть жизни он работал ведущим конструктором в Курчатовском институте. После выхода на пенсию, его потянуло в родные места. Николай Прокофьевич переехал в Лебедянский район, посадил огород, завел пчел и занялся изучением истории.

— Я человек русский, здесь мои предки жили и в период Куликовской битвы в том числе, — рассказывает Николай Скуратов. — По выходу на пенсию меня зацепила эта тема. В школе учитель нам рассказывал, что Куликовская битва прошла у нас в районе. Я запомнил его слова: «Битва была здесь, под Лебедянью, около Дона. В том числе и у того Красного холма (на него он показывал указкой)». Вот я и решил найти доказательства.

Мужчина начал изучать тему Куликовской битвы по русским и булгарским летописям. Николая Скуратова удивило, что информация из булгарских летописей почти полностью соответствовала русским. Иными словами, события и места совпадали.

— Это было самым серьезным толчком к началу исследований, — говорит Николай Прокофьевич. — В них приведено множество аргументов, подтверждающих, что битва была около села Перехваль Лебедянского района. К примеру, Красный холм, который находится в русле реки Красивая Меча, откуда были атаки, указан на схеме в летописи.

«Историки меня проигнорировали»

Николай Скуратов считает, что историки решили, что Куликовская битва произошла в Тульской области, из-за схожих названий рек и населенных пунктов — река Непрядва, балка Рыбий Верх, село Рождественское. Но, по его словам, эти топонимы возникли уже после сражения. Беженцы, которые пришли в современную Тульскую область после карательной операции хана Тохтамыша в 1382 году, переносили знакомые названия на новые места, поэтому и появилась ошибочная версия.

Николай Скуратов выпустил две книги, посвященные своей теории. Как оказалось, спонсоров сейчас не интересует историческая литература.

— Книги я издавал на свои деньги, — говорит исследователь. — Первая книга «Каменный конь на Поле Куликовом» вышла в 2012 году тиражом 1 000 экземпляров. Все мои первичные материалы вошли в эту книгу. Когда я ее писал, торопился, возраст все-таки уже немолодой. Надо было, чтобы материал, который потерялся на 600 лет, не потерялся сейчас. Часть экземпляров книги я продал, тем самым вернул 30% затраченных денег, а остальные — подарил.

Едва успела выйти первая книга, как пенсионер обнаружил, что материала уже хватит и на вторую. За время подготовки первого издания, он нашел информацию о новых памятниках, наконечники от копий. Появились статьи других людей, которые отвечали на первую книгу. Кто-то был оппонентом, кто-то задавал дополнительные вопросы. Николай Скуратов собрал денег, заработал их на пчеловодстве. Вторая книга — «Свет забытой Непрядвы» — вышла более скромным тиражом — 300 экземпляров. Цена в типографии подросла, пришлось урезать тираж. 

— Историки проигнорировали мое открытие, — говорит Скуратов. — Я отдал 10 книг в Липецкое областное краеведческое общество. На этом все и закончилось. Но администрацию Лебедянского района и местных краеведов мое открытие очень заинтересовало. Пока мою точку зрения официально не принимают, может быть, для этого нужно время. Хотя я сомневаюсь, что официальные историки ее примут вообще. Она для них как крамола. Это подрывает правдивость той информации, которую они пропагандировали всю жизнь и на основе которой написаны их научные работы.

Исследователю приятно, что его поддерживает молодое поколение. На основе его книг студенты вузов Липецка, Ельца, Санкт-Петербурга и школьники региона написали уже более 10 научных работ — курсовые, дипломные, работы на конкурсы.

Полный текст читайте в газете «Житьё в Липецке» от 4 августа.

Новости других СМИ