«Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения
Произведение из школьной программы по литературе привело некоторых родителей в негодование
Стихотворение «Атомная сказка» можно встретить в учебнике литературы за 8-й класс под редакцией Кутузова, Киселёва, Романичева, Колосс и Леденёва.
Прочитав его, многие родители приходят в ужас, потому что поэт Юрий Кузнецов представил всеми любимую сказку «Царевна-лягушка» в новом свете. И если раньше там был счастливый конец, то теперь царевич препарирует лягушку и пускает по её телу электрический ток. Бедная животина умирает в страшных мучениях, за которыми Иван наблюдает с улыбкой.
— Сын пришёл из школы и принёс мне учебник, чтобы я прочитала стишок, — рассказала мама одного из учеников 8-го класса Светлана Сергеевна. — Я, мягко сказать, пришла в лёгкое недоумение. У меня возник только один вопрос: откуда и зачем это появилось в школьном учебнике? У нас что, не хватает нормальных произведений? Это же какое-то издевательство над детской психикой. Может, теперь и матерные стихи будут включены в школьную программу?
Такое негодование понять можно. Ведь все мы воспитывались на сказках, где добро побеждает зло. Причём мнение родителей разделяют и те учителя, кто работает по другой программе.
— Я занимаюсь по учебнику другого автора и такое произведение прочитала впервые, — пояснила педагог русского языка и литературы Оксана Кондрашина. — Своим ученикам я бы не рекомендовала эту сказку ни в 8-м классе, ни в 11-м. На уроке литературы мы, наоборот, пытаемся научить детей добру. Ведь они и так живут в мире, где слишком много грязи и зла.
Но вот учительница литературы, которая уже не первый год работает с этим учебником, считает, что родителям беспокоиться не о чем. Сегодня у детей другие интересы. И чтобы привлечь их внимание к вечным проблемам, нужен нестандартный подход.
— Я согласна, что это произведение может вызвать много споров у взрослых, — сказала Ирина Александровна. — Но сейчас немножко другое время, и дети воспринимают эту сказку не так, как их родители. Да, она написана современным и жестоким языком, и ученики это понимают. Здесь всё построено на контрасте хорошее — плохое. И герой показан как антигерой. А под образом лягушки скрывается не царевна, а фольклор, сказки, традиции, то есть доброе наследие прошлого. И вскрыв «царское тело», Иван-дурак прерывает эту связь времён и лишает себя своих корней. Он рушит всё хорошее, светлое, что накоплено человечеством за века. А значит, и лишается своего будущего. И здесь важно объяснить детям, что, выбирая жестокость и непонимание, мы обрекаем себя на вымирание. Поэтому надо учиться быть человечными.
В областном управлении образования и науки от комментариев отказались, сославшись на то, что они составлением учебников не занимаются. Да и выбор программы зависит от учителя. Есть только одно требование — учебник должен быть рекомендован министерством.
ДОСЛОВНО
Атомная сказка
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы,
И попал он к лягушке в болото
За три моря от отчей избы.
— Пригодится на правое дело!
— Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века,
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
Автора!
Юрий Поликарпович Кузнецов (11.02.1941 — 17.11.2003) — поэт и переводчик.
Впервые заявил о себе, ещё будучи студентом литинститута стихотворением «Атомная сказка». Издал около двадцати сборников. Многие произведения Кузнецова положены в основу музыкальных произведений.
Его творчество всегда вызывало споры и интерес читателей. Он часто обращался
к вечным проблемам добра и зла, божественного и человеческого. В стихах
переплетаются философия, мифология и гражданская лирика. Примером служат поэмы
на библейскую тематику («Путь Христа», «Сошествие в
Ад»).
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Всё зависит от учителя»
— Неудивительно, что многие родители, прочитав эту сказку, схватились за голову, — пояснила психолог Тамара МИТРОФАНОВА. — С точки зрения взрослого рационального ума это какой-то бред. И вот здесь присутствие грамотного учителя особенно важно. Ведь то, как воспримут это произведение дети, во многом зависит именно от него. От того, насколько он сможет объяснить им глубокий смысл сравнений.
В этом произведении при поиске символического значения того или иного образа не следует интерпретировать их однозначно, как это делается в простых сказках.
Здесь надо обязательно разговаривать с детьми о том, какие ассоциации у них возникают по поводу сказочного образа, на что он кажется похожим, какие чувства вызывает. Если учителю удастся всё правильно объяснить ученикам, эта сказка будет иметь оттенок нравоучения, показывать, как не надо делать. Тем более что такой нестандартный подход поможет привлечь большее внимание детей. И каждый ребёнок сможет сравнить себя с главным героем сказки, научится на его ошибках. Это отличная возможность примерить на себя различные социальные роли.
Но если преподаватель не справится с возложенной на него задачей, то сказка может иметь обратный эффект.
Читать все комментарии