В Липецке особенные дети социализируются с детского сада

За годы существования проект «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» принёс ощутимые результаты

21.12.2021 09:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Проблема с доступностью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) продолжает остро стоять по всей стране. Для её решения внедряются программы, направленные на подготовку педагогов и установку особого оборудования. Так, например, в Липецке уже четвёртый год реализуется проект «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество».

Всё больше детей с ОВЗ получают образование

С момента запуска проекта в Липецке в 2017 году всё больше детей с ОВЗ могут получать образование наравне с другими детьми. За четыре года его существования на 23 увеличилось количество специальных групп (сейчас действует 177) и на 36 ‒ классов (сейчас действует 61). В настоящий момент программы дошкольного образования инклюзивно осваивают 2 142 ребёнка с ОВЗ, ещё 157 ребят учатся в школах.  

В рамках проекта два года назад в Липецке созданы условия для образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в ресурсных группах и ресурсных классах в четырёх детских садах и пяти общеобразовательных школах. Также в городе появились специализированные группа и класс для детей с синдромом Дауна. Об этом рассказала председатель департамента образования Липецка Светлана Бедрова.

Индивидуальная программа для каждого

Напомним, у детей с ОВЗ из Липецка есть уникальная возможность полноценно социализироваться ещё с дошкольного возраста. Ресурсные группы действуют не в каждом регионе России, а за рубежом подобный опыт реализовывается в школе. 

Так, например, в детском саду № 136 созданы четыре группы компенсирующей направленности: две группы для детей с нарушением речи, одна для детей с задержкой психического развития и одна для детей с РАС.

На каждых двух воспитанников в такой группе приходится один тьютор, который помогает ребятам осваивать все навыки, начиная с базовых, таких как умение сидеть за столом, принимать пищу, одеваться и других. При поступлении ребёнка в ресурсную группу для него разрабатывают индивидуальную программу обучения исходя из его возможностей и на основе проведённой диагностики.

«Дома и в саду важно предъявлять одинаковые требования»

Параллельно специалисты ведут работу с родителями детей с ОВЗ.

— Любые изменения в жизни ребёнка с РАС вызывают у него тревогу, страх и, как следствие, приводят к нежелательному поведению. Задача взрослых — структурировать пространство и режим, тогда ребёнок будет счастлив и спокоен. Поэтому наши педагоги тесно взаимодействуют с родителями, чтобы дома и в детском саду к детям с ОВЗ предъявлялись единые требования, — объясняет заведующая липецким детским садом № 136 Наталья Бирюкова.  

Педагоги-психологи, учителя-дефектологи, воспитатели, тьюторы прошли подготовку и в своей работе используют методики инновационной ABA-терапии. Она заключается в применении специальных подходов в общении с ребёнком, нацеленных на стабилизацию психоэмоционального состояния и появления мотивации к познавательной деятельности.

Для налаживания эффективной работы с детьми с ОВЗ необходимо создание особой среды. Так, например, на прогулочном участке сада № 136 имеется уникальный комплекс «Безопасная дорога», который помогает воспитанникам с ОВЗ с ранних лет изучать правила дорожного движения. А в стенах детского сада реализуется проект «Безопасная микроволновка» — аналог настоящей кухни с муляжами, с помощью которых дети учатся пользоваться бытовой техникой.

Из ресурсной группы — в обычный класс

В зависимости от того, насколько у каждого конкретного воспитанника с РАС происходит динамика, его постепенно вводят в инклюзию — в среду нормотипичных сверстников. Бывает точечная (ребёнок приходит в группу на короткое время — на игру), частичная (посещает занятия, прогулку и т. д.) и полная инклюзия (постоянно посещает группу с тьюторским сопровождением).

— Предварительно мы проводим большую подготовительную работу с детьми в нормотипичной группе и их родителями — ведём разъяснительные беседы, показываем мультфильмы, чтобы ребёнка с ОВЗ легко приняли и относились к нему, как к любому другому. В этом плане наши воспитанники и их родители большие молодцы! — отмечает Наталья Михайловна.

При хорошей динамике малыш с ОВЗ может посещать даже обычный класс наравне с другими детьми — здесь всё индивидуально.  

— Проект «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» действительно показывает результат. Мы видим, как меняются, растут, развиваются наши воспитанники и входят во взрослую жизнь. Также нам очень повезло с коллективом педагогов. Каждый из них — человек творческий, который подбирает неформальный подход в каждом конкретном случае для достижения наилучшего результата, — заверяет заведующая детским садом № 136 Наталья Бирюкова.

«Ученики чувствуют себя свободно и ничем не обделены»

Работа в школах с детьми с ОВЗ с использованием методик и сенсорного оборудования успешно продолжается. Ребята учатся в обычных классах или в ресурсных — всё на усмотрение родителей. Так, в 2021 году школа № 25 стала лучшей инклюзивной школой в области. Образовательное учреждение славится большим опытом работы с особенными детьми.

— Наши ученики с ОВЗ чувствуют себя комфортно и свободно в стенах школы, они ничем не обделены. Многие из них достигают больших высот — занимают призовые места на олимпиадах, активно проявляют себя в самодеятельности. Для этого мы уделяем большое внимание просвещению нормотипичных детей и их родителей. Наш опыт активно перенимают коллеги из других школ. Мы готовы принять и обучать ещё больше особенных детей. Однако для этого необходим специальный транспорт, — делится директор МБОУ ОШ № 25 Галина Архипова. 

Тем временем

Планы по развитию проекта

Глава департамента образования Светлана Бедрова отмечает, что в Липецке продолжают наращивать педагогическую базу сотрудников, специализирующихся на работе с детьми с ОВЗ. Для этого директора школ организуют обучение своих сотрудников.

Так, в ноябре текущего года представлена в управление образования и науки Липецкой области заявка на обучение педагогов десяти школ города в магистратуре Московского педагогического университета по специальности «учитель-дефектолог» на бюджетной основе.   

Новости других СМИ