Билеты в плацкарт подорожают в полтора раза
Вице-президент РЖД Михаил Акулов заявил о резком повышении стоимости проезда в поездах в 2013 году
Государство снимает с себя очередную социальную функцию. На этот раз — по железнодорожным перевозкам россиян. Судя по заявлениям представителей Министерства финансов России и компании «Российские железные дороги», федеральные власти отказываются дотировать проезд граждан в плацкартных вагонах. В результате стоимость билета на поезд будет сопоставима со стоимостью авиаперелёта.
«Заплати по полной»
Россия — одна из самых больших стран в мире, в которой даже близкие родственники часто живут в тысячах километрах друг от друга. До недавнего времени российское правительство не ставило под сомнение тот факт, что с нашими расстояниями и с уровнем зарплат стоимость железнодорожных перевозок не должна быть высокой. Поэтому стоимость проезда в плацкартных вагонах была ниже себестоимости, а разницу «Российским железным дорогам» компенсировал федеральный бюджет. (РЖД, напомним, являются одной из крупнейших государственных монополий.)
Несколько лет подряд руководители РЖД заявляли, что государство выделяет компании примерно на 20% меньше субсидий, чем необходимо. И жаловались, что убытки от перевозок в плацкарте приходится компенсировать за счёт пассажиров купейных вагонов. Однако система всё же работала. Теперь её решено сломать окончательно. Первым об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов.
«Мы посчитали, и правительство посчитало, что будем давать деньги только на категории пассажиров, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. Нет смысла давать всем, — заявил министр. — Если ты в трудоспособном возрасте — извини, заплати по полной».
Россияне будут сидеть
Это шокирующее заявление дополнил вице-президент РЖД Михаил Акулов. Он сообщил, что уже со следующего года цена билета в плацкарте для обычных пассажиров вырастет на 60%. Одновременно, как рассказали в РЖД, компания планирует в два раза сократить количество плацкартных вагонов в поездах. То есть если в составе было шесть плацкартных вагонов, то останется лишь три. Скорее всего, вслед за плацкартом подорожает проезд и в купейных вагонах.
Со временем плацкарт вообще уйдёт в прошлое, так как «Федеральная пассажирская компания», входящая в состав РЖД, со следующего года планирует отказаться от закупки плацкартных вагонов. На коротких маршрутах их заменят вагоны с сидячими местами, на длинных останутся лишь купе, СВ и люкс.
По информации «Житья», в Липецкой области отменят маршрут № 337/338 Москва — Донецк, следующий через Елец, и два дополнительных поезда № 417/418 Воронеж — Москва и № 275/276 Лиски — Москва, проходящие через Грязи. Эти маршруты сейчас не приносят прибыли РЖД и являются убыточными.
К чему это приведёт?
Если Министерство финансов и РЖД не откажутся от идеи увеличения стоимости проезда в поездах, то самый дешёвый билет в плацкартный вагон из Липецка до Москвы будет стоить не 789 рублей, как сейчас, а 1 262. На самый популярный фирменный поезд № 029 «Липецк» цена билета подскачет с 1 132 до 1 811 рублей.
При этом до столицы можно долететь из Липецкого аэропорта за 2 400 рублей. Вот и получается, что проще лететь на самолёте час, чем трястись 10 часов на верхней боковушке у туалета. С поездками на более значительные расстояния ситуация будет ещё тяжелее. К примеру, возьмём проезд до Санкт-Петербурга. Билет в плацкарт до Северной столицы сейчас стоит в среднем 1 279 рублей, а после подорожания пассажиру придётся выложить уже 2 046 целковых.
Нетрудно догадаться, что ждёт РЖД при таком резком повышении цен на железнодорожные билеты. Пассажиры будут выбирать другой способ добраться туда, куда им нужно. Например, поедут на автобусе или полетят на самолёте. А железнодорожный транспорт станет убыточным и приведёт к сокращению подвижного состава и отмене поездов дальнего следования.
О чём молчит правительство
Правительство явно лукавит, когда пытается заставить россиян заплатить по полной. Ведь в стоимость билетов помимо расходов на саму перевозку РЖД включает и другие свои траты.
Железные дороги со времён СССР были государством в государстве со своими школами, детскими садами, больницами, санаториями, домами культуры. Многие из этих объектов до сих пор находятся на балансе компании, а на их содержание требуются огромные средства.
Управленческие штаты железной дороги непомерно раздуты, на что неоднократно жаловались, в том числе и в газету «Житьё», рядовые сотрудники компании. А зарплаты у руководящего состава железной дороги по российским меркам немаленькие.
Если же вспомнить о таких масштабных проектах РЖД, как финансирование Олимпийских игр-2014 в Сочи, Универсиады в Казани и содержание футбольной команды «Локомотив», становится понятно, почему при таких высоких ценах на билеты уровень сервиса на российских железных дорогах оставляет желать лучшего.
КСТАТИ
Рост цен на железнодорожные билеты опережает инфляцию
Компенсация, которую федеральные власти выделяли РЖД за проезд пассажиров в плацкартных вагонах, постоянно снижалась все предыдущие годы. Взамен железнодорожникам разрешали существенно повышать цены на билеты. Это можно проследить на примере стоимости проезда в плацкарте поезда № 29 Липецк — Москва. В 2004 году она составляла 340 рублей. Потребительские цены, по данным Росстата, выросли за это время на 116%. То есть билет до Москвы на этот поезд сейчас должен был стоить 735 рублей. Однако сейчас место в плацкартном вагоне поезда № 29 обойдётся не в 735 рублей, а в 1 132. В итоге при среднем росте цен в стране в два с небольшим раза железнодорожные билеты за тот же период времени подорожали в три раза.
Читать все комментарии