Липецкие электрички на грани исчезновения
Если липецкие власти не найдут деньги, то уже в конце ноября из 59 пригородных поездов останется только 11
В конце октября ОАО «Российские железные дороги» сделало официальное заявление: «Объёмы пригородного сообщения в субъектах РФ будут приводиться в соответствие с оплаченным заказом». А это означает, что число курсирующих пригородных поездов в регионах будет напрямую зависеть от их финансирования из областной казны. И если для некоторых субъектов в этом нет ничего страшного, то вот для Липецкой области это может обернуться масштабным сокращением числа электричек. Так, уже в третьей декаде ноября из 59 пригородных поездов может остаться только 11.
А всё дело в том, что в нашем регионе все пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом осуществляет ППК «Черноземье». Причём компания не имеет своих составов, а арендует их у РЖД. Также «Черноземье» платит ОАО «Российские железные дороги» и за пользование инфраструктурой. По итогам финансового отчёта 2013 года убыток ОАО ППК «Черноземье» от пригородных перевозок начиная с 1 июля 2011 года составляет более трёх миллиардов рублей, из них 474,1 млн должен Липецк.
— Такие финансовые потери компании возникают из-за того, что ППК «Черноземье» предоставляет регионам расчёты экономически обоснованных затрат на организацию пригородных перевозок, — пояснил генеральный директор ОАО ППК «Черноземье» Виктор Шубин. — На их основе региональные власти принимают решение о стоимости проезда для населения. Тарифы, как правило, устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня с учётом платёжеспособности населения. Регионы должны компенсировать разницу из своих бюджетов, так как именно регионы являются заказчиками перевозок.
В 2011 году на компенсацию потерь в доходах ОАО ППК «Черноземье» из бюджета Липецкой области было выделено 8,7 млн рублей, это лишь 8,7% нужной суммы. В 2012 году из бюджета области было покрыто лишь 8,9% убытков компании. Не изменилась ситуация и в нынешнем году: при ожидаемых финансовых потерях 253,8 млн рублей бюджетом области предусмотрена субсидия на компенсацию в размере всего 35 млн, или 13,8%. На сегодняшний день регион выплатил только 21,5 млн.
— Данные обстоятельства, отсутствие собственного подвижного состава и постоянное наращивание задолженности перед ОАО РЖД приводят к невозможности стабильно обеспечивать перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Липецкой области, — пояснил Виктор Шубин.
Также Виктор Геннадьевич добавил, что дефицит средств у ОАО ППК «Черноземье» приведёт к сокращению сотрудников предприятия, так как имеющиеся деньги не позволяют своевременно и в полном объёме выдавать заработную плату локомотивным бригадам, персоналу, производить закупку необходимых запасных частей для своевременного проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Однако, несмотря на неоднократные предупреждения, руководство Липецкой области отказывается компенсировать выпадающие доходы.
— Мы не раз пытались договориться с руководством Липецкой области об увеличении компенсационных выплат, — пояснил Виктор Шубин, — но региональные власти ответили отказом, ссылаясь на непрозрачность расходов. Хотя другие регионы, с которыми мы работаем, всё устраивает, и никаких вопросов не возникает.
В управлении дорог и транспорта Липецкой области давать какие-либо комментарии по этому поводу отказались, заявив, что они ничего не знают о возможных сокращениях количества пригородных поездов.
Остаётся только надеяться, что региональные власти всё-таки смогут найти необходимые средства, чтобы рассчитаться с ОАО ППК «Черноземье», и никакого сокращения числа электричек не произойдёт.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
РЖД возмещает убытки за счёт пассажиров
— ОАО РЖД — монополист, в ведении которого находятся все железнодорожные перевозки: и грузовые, и пассажирские, и пригородные, — поясняет экономист Андрей АГЕЕВ. — Переполох в компании вызвало заявление о заморозке тарифов на грузоперевозки в 2014 году. Что отсюда следует по законам физики и экономики? Если в одном месте убыло, то надо, чтобы прибыло в другом. Соответственно, ОАО, которое потеряет миллиарды рублей благодаря инициативе правительства, попытается эти убытки компенсировать. А за чей счёт? Очень сложно представить, что РЖД пойдёт на оптимизацию расходов, значит, остаётся один источник возмещения убытков — это пассажиры. Это предполагает рост цен на проезд в ж/д транспорте, на который пассажирам придётся согласиться, так как альтернативы в области ж/д перевозок просто не существует.
В ТЕМУ
5% ОАО ППК «Черноземье» принадлежит Липецкой области
О создании «Пригородной пассажирской компании» официально было объявлено РЖД в апреле 2009 года. В декабре 2010-го железные дороги подписали договоры с администрациями Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областей о создании компании-перевозчика. Её учредителями выступили РЖД с долей в уставном капитале в 50% плюс одна акция, воронежское облправительство в лице ГУП ПАТП № 3 с долей в 25,5%, администрация Липецкой области — 5%, Тамбовская управляющая компания с долей в 10% и белгородское правительство — 9%. Таким образом, большая часть затрат ложится на воронежских налогоплательщиков. С конца 2010-го компания начала функционировать как агент по оформлению проездных билетов, а с 1 июля 2011 года — осуществлять функции перевозчика.
Читать все комментарии