Глухонемые братья Астапенко собираются объехать весь мир

Глухие от рождения Дмитрий и Андрей Астапенко играют в театре, а старший из них уже водит автомобиль и работает в супермаркете

31.05.2018 12:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Вам приходилось наблюдать подобную картину — стайка молодых людей залетает в автобус, и между ними начинается оживлённый разговор... в полной тишине, без слов?

Странное дело, когда наблюдаешь их неведомый танец рук, возникает чувство, что это мы ущербны рядом с ними. Страдаем от шума вокруг, в том числе и информационного, и невозможности доходчиво донести свои мысли или услышать собеседника.

Познакомиться с девушкой — не проблема

Чтобы узнать, может ли глухой от рождения человек чувствовать себя полноценным в современном мире, корреспонденты «Житья» отправились в специальную школу-интернат в Задонске. Здесь нас уже ждали два симпатичных брата Астапенко, всеобщие любимцы, выросшие в его стенах.

Старший, Дмитрий, уже выпустился и работает мерчендайзером в гипермаркете «Ашан», ему 22 года. А младший, Андрей, заканчивает интернат в этом году, ему 17 лет. Мальчишки родились глухими, слабослышащие родители возили их по врачам, но те разводили руками. Ребята могут немного говорить, но свои имена произносят не совсем чётко.

В интернате ребята обучились чтению по губам, однако слишком быструю речь они не различают, просят говорить помедленнее. Общаемся с ними с помощью переводчика — педагога интерната Светланы Забровской.

Справка:

Глухонемым, обучающимся в специальных учебных заведениях для глухих и слабослышащих, на время обучения дают 2-ю группу инвалидности, а по окончании обучения — 3-ю.

В интернат братья попали в 2012 году, переведясь из Лебедянской коррекционной школы, практически без коммуникативных навыков.

Но благодаря многочисленным кружкам они менялись на глазах. Сперва стеснялись выступать, но потом стали делать заметные успехи.

Дмитрий со школьным театром «ДАР», с хореографическим коллективом «Юность» и театром жестового пения «Хрустальная нотка» объехал пол-России.

Педагоги усиленно продвигали Диму для участия в конкурсах наравне с обычными детьми. Так, к примеру, ему удалось стать призёром конкурса «Кинотаврик» с жестовой инсценировкой песни. Юноша окончил с красным дипломом Задонский политехнический техникум по специальности автомеханик, но искусство его увлекает больше, поэтому в этом году он планирует поступать в Московский институт искусств на театральное отделение.

Педагоги ставят видеозапись выступления Димы Астапенко и Насти Алферовой, где они жестами исполняют песню «Я тебе не верю». На видео ребята столь артистично и выразительно исполняют песню, что от волнения бегут мурашки.

Настя, кстати, стала впоследствии профессиональной актрисой, поступив в колледж искусств в Санкт-Петербурге и осталась там работать в одном из жестовых театров. Учителя говорят, что между Димой и Настей было пылкое чувство.

— Настя показала мне всё самое прекрасное, что есть на сцене, — жестами говорит Дима. — Лучше неё я девушки не встретил. Были мимолётные увлечения, но всё не то. Я сейчас один. И по интернету знакомиться я не готов, нужно видеть девушку вживую, как она общается.

Проблем с этим у нас нет, множество мероприятий, где участвуют такие же, как мы, — глухонемые. С говорящей девочкой тоже мог бы познакомиться, но общение немного ограничено, глухие общаются свободнее.

При этих словах младший брат чуть не падает со стула. Андрей жестами активно спорит с Димой: ведь по интернету лучше всего поймёшь, как общается девушка и о чем она думает. Сам он нашёл девушку в соцсетях. Тоже глухонемая, она живёт в Новосибирске и собирается этим летом приехать к Андрею для очного знакомства.

Язык жестов в разных странах — свой

В выборе будущей профессии Андрей пока не определился. Дима уверен, что Андрей пойдёт по его стопам и получит специальность автомеханика в Задонском политехническом техникуме.

Но Андрей делает большие успехи в математике, а ещё ему хотелось бы попробовать себя в роли фотографа, чтобы ездить по другим странам и снимать их, а также пробовать кухни разных народов. Оба брата сходятся в том, что стали бы медиками, если бы не глухота.

Дима тоже не прочь путешествовать. Для этого ему придётся изучить жестовые языки других стран, и он готов за них засесть, потому что жестовые языки разных стран также различаются между собой, как и обычные, правда, не столь разительно.

Дима водит свой автомобиль, успешно сдав экзамен на права. В «Ашане» он работать привык и больших трудностей не испытывает. Его начальник научился отдавать распоряжения жестами, а в трудных случаях они переписываются на бумаге. Работу Дима искал долго, всё спрашивал о ней у работодателей и у соцработников липецкого отделения Всероссийского общества глухих, которые в конечном итоге и помогли найти ему место.

Чему учат в интернате для глухих

Не последнюю роль в развитии ребят сыграли продвинутые методики преподавания в Задонской специальной школе-интернате. Здесь тщательно обучают воспитанников читать по губам, узнавать контуры слов. Закрывая губы листочком бумаги, просят определить слова по гласным звукам, которые удаётся расслышать через слуховые аппараты.

Здесь работают с каждым ребёнком индивидуально по три часа в неделю. Но есть нечто большее, чем эффективные научные разработки.

— Холодные душой учителя здесь не приживаются, — говорит Светлана Забровская. — Наши дети не поскупятся и всю душу нам отдадут, но и сами в ответ потребуют не часть души, а всю целиком. Бывает, наша работа требует колоссальных нервов. После неё ложишься без сил и думаешь, что никогда больше не встанешь.

Но каждый раз поднимаешься и идёшь в новый день — к новым песням, к новой подготовке. Ведь мы тут как одна семья, каждый педагог — родитель для них. Иногда столь благое воспитание наших детей и на родителей действует целительно. Случается, мамы пребывают в растерянности перед недугом их ребёнка, но детская любовь способна растопить любое холодное сердце.

Причины врождённой глухоты

В большинстве случаев к врождённой глухоте приводит генетическая предрасположенность. Если у прямых родственников есть нарушения слуха, риск появления проблем у малыша составляет 30 — 50%. Причиной глухоты может стать также инфекционное заболевание матери во время беременности — грипп, герпес, токсоплазмоз, краснуха и другие.

Справка:

По данным управления социальной защиты населения Липецкой области, в области проживают 1733 человека с нарушением слуха.

Особенную опасность данные болезни представляют в первом триместре. Именно в этот период развивается слуховой орган.

К глухоте ребёнка также могут привести токсикоз в 1 - 2 триместре беременности, хронические болезни матери (сахарный диабет, недостаточность почек, болезни сердца и сосудов), употребление алкоголя и курение при беременности.

Врождённая глухота не поддаётся медикаментозным методам лечения. В большинстве случаев проводится эндопротезирование или слухопротезирование.

Новости других СМИ