Лучший молодой гончар России живёт в Грязях
Уроки лепки из глины помогли оставшемуся без родителей мальчику стать уверенным в себе и раскрыть свой талант
15-летний воспитанник специальной школы-интерната города Грязи Юра Пронин занимается художественной керамикой уже больше 6 лет. В 2013 году он пришёл в студию лепки «Лепота», которую при интернате открыла педагог Светлана Пастухова, художник-керамист, мастер добровской игрушки. Тогда Юра входил в коррекционную группу воспитанников детского дома и был очень замкнутым. Светлана Пастухова, которую сегодня он называет мамой, подружилась с мальчиком, а он «прилепился» к ней.
— Юра поначалу не общался с другими ребятами, а сидел всегда один в стороне. Ему было тяжело вступать с кем-то в контакт, — вспоминает педагог Светлана Пастухова.
Занятия по лепке — важный момент социализации для детей, во время занятий используются техники арт-терапии и арт-педагогики.
Фото из архива Светланы ПАСТУХОВОЙ
— Мы стараемся проговаривать вслух то, что мы делаем, что чувствуем, как воспринимаем и откликаемся на происходящее вокруг и внутри себя. Так происходит процесс вербализации (озвучивания и осмысления) того, что порой бывает очень сложно осознать. Это позволяет исподволь, незаметно, зачастую играючи, запустить важные процессы, способствующие развитию не только когнитивных, мыслительных способностей человека, но и так называемого эмоционального и социального интеллекта, — рассказывает Светлана.
Глину воспитанники студии добывают вместе с педагогом под Ельцом в лукошкинском карьере. Школа-интернат даёт транспорт, и гончары отправляются за материалом для своих будущих кувшинов, тарелок, игрушек. За раз набирают мешков по 15 - 20.
«Победа не стала сюрпризом»
— Мне всегда нравилось что-то мастерить руками, — рассказывает Юра (мы переписываемся в соцсети, потому что школьник находится в детском лагере в Анапе). — Первой поделкой был небольшой кувшинчик. Особенно мне нравится процесс обжига изделия. Ещё я люблю работать с глазурью в стиле кракле — это создание узора на изделии в виде трещинок. Также интересуюсь японским стилем раку.
Буквально термин «раку» переводится с японского как «простота, естественность». Для этого стиля характерна ручная лепка вместо использования гончарного круга, а посуда используется в традиционной японской чайной церемонии.
Справка:
Настоящую добровскую игрушку можно увидеть в Липецком областном краеведческом музее (Липецк, ул. Ленина, 25, телефон 8 (4742) 27-02-12) и в Областном центре культуры, народного творчества и кино (Липецк, ул. Космонавтов, 54а, телефон +7 (4742) 35-59-11, +7 (4742) 34-72-12)
Всероссийский конкурс молодых гончаров-игрушечников проходит каждые три года. В таком крупном смотре Юра участвовал в первый раз в возрастной категории до 16 лет.
— За три часа нужно было создать из глины украшение для новогодней ёлки, так как темой была «Ёлочная игрушка», — рассказал Юра. — На самом деле задание несложное. Я бы даже сказал, что победа для меня не стала сюрпризом.
Мальчик хорошо знаком с добровской игрушкой, поэтому решил лепить именно её. И не прогадал. Он сделал фигурки мужчины и женщины в окружении символов 2019 года свиней и двух собачек. При определении победителя оценивали не только высокое мастерство и уровень владения глиной, но и глубину погружения в традицию, корректную авторскую трактовку и уровень раскрытия темы. В итоге жюри удостоили Юру звания лауреата конкурса I степени.
«Мама, я не подвёл!»
По словам Светланы Пастуховой, несмотря на то, что Юра всегда очень сдержан, после объявления результатов он дал волю чувствам.
— Он подбежал ко мне и радуется: «Мама, я не подвёл!», — делится Светлана. — Победа, безусловно, важна. Я не считаю, что важно просто участие. Но самое главное — максимально проявить и раскрыть свои способности в этот пиковый момент времени. Каждый конкурс служит определённым этапом для дальнейшего скачка в личностном развитии.
Справка:
В апреле 2018 года липчанка Анна Ильина прославила романовскую игрушку, победив на Всероссийских Дельфийских играх в номинации «Художественные ремёсла»
В этот раз для наших земляков конкурс оказался как никогда удачным. В других возрастных категориях и номинациях призёрами стали ещё пять представителей Липецкой области.
Так, в возрастной категории от 16 до 25 лет лауреатом I степени стала липчанка Анна Рымарь, II степени — липчанин Илья Пастухов. Кроме того, в специальном зрительском голосовании все призовые места забрали наши земляки. Первое место у Елены Смолеевской, второе — у Людмилы Кожакиной, третье — у Виктории Демент. Дарья Бородина получила диплом «За выразительность образа».
Фото из архива Светланы ПАСТУХОВОЙ
— В Липецкой области достаточно сильна школа традиционной керамики. Сохраняются и продолжаются традиции романовской, добровской, измалковской, юрьевской игрушки, — объясняет успех Светлана Пастухова.
В начале учебного года Юру перевели из коррекционного класса в обычный общеобразовательный. Он активно общается с преподавателями, во всём помогает другим. За несколько лет он многому научился. Кроме керамики освоил бисероплетение и модульные оригами. Но особый интерес мальчик проявляет к изучению растений и ландшафтному дизайну. В будущем он хочет посвятить себя именно этой сфере. Ведь ландшафтный дизайн тесно связан с изготовлением керамики: красивые вазы, плошки, скульптуры — ими всегда украшают сады.
Преподаватели отмечают, что сделают всё возможное, чтобы у их воспитанника была возможность получить достойное образование в этой сфере.
Особенности добровской игрушки
Гончарный промысел в селе Доброе Липецкой области зародился в XVII - XVIII веках и по сравнению с другими гончарными центрами просуществовал дольше всех. Основной специальностью было производство глиняной посуды. Добровская игрушка имеет два вида. Первый напоминает романовскую игрушку (игрушки-свистульки), а второй достаточно тесно переплетается с гончарным делом — нижняя часть женских и мужских фигур повторяют форму глиняной чашки. Отличить «кавалера» можно по наведенным черным усам и гармони. Озорную крестьянку «одевают» в яркую кофту и юбку, руки она уткнула в бока и, кажется, вот-вот пустится в пляс. Что касается цветов, то в основном использовали коричневый, желтый или зеленый ангоб (жидкая глина с пигментом, нанесенная на изделие до обжига), а закрепляли прозрачной или коричневой глазурью.
Читать все комментарии