Липецкий фотограф Геннадий Таравков собрал уникальную коллекцию фототехники
Только одних фотоаппаратов у него 2100 штук
Липецкого фотографа Геннадия Таравкова знают как хранителя истории фотографии и коллекционера старой фототехники. И лишь посвящённые представляют реальный масштаб его коллекции — за годы собирательства она превратилась в настоящий музей, насчитывающий свыше 2 500 экспонатов, из них фотоаппаратов примерно 2 100 штук! В России такие коллекции можно пересчитать по пальцам.
К сожалению, музей носит закрытый характер — только для своих, ведь находится он в загородном доме Геннадия в селе Ссёлки. Корреспонденту «Житья» удалось побывать в частном фотомузее Геннадия Таравкова вместе с участниками городского фотоклуба ISO48, для которых хозяин устроил интереснейшую экскурсию.
Наследник Цаплина
Увлечение фотографией у Геннадия появилось ещё в младших классах, когда он начал посещать фотокружок. А в 4-м классе ему уже выдали школьный фотоаппарат, и он стал фотокором стенгазеты для малышей. С тех пор он занимался фотографией, с некоторыми перерывами. Юношей он закончил военное училище, отслужил в армии. После сокращения армии поступил на службу в милицию. Закончив службу в должности замначальника конвоирования ФСИН, решил заняться фотографией основательно.
Открыл фотостудию на улице Фрунзе только в 2006 году, к тому моменту за его плечами была служба в армии и в милиции. В цифровой век немногие фотографы отваживаются открыть настоящий фотосалон вроде тех, что существовали в советское время на каждом углу. В его студии клиенты могли подобрать для себя элегантные наряды, стилизованные под старину, и сделать классическую фотографию в декоративном кресле. Студия просуществовала всего 9 лет и не выдержала конкуренции с интерьерными студиями, которые популярны сейчас.
Уже в фотосалоне у Геннадия Таравкова завелась полка для хитов советской фототехники — «Смена», «Зенит», «Киев». Постепенно коллекция пополнялась новыми экземплярами, так что в фотосалон иногда приходили школьники на экскурсии.
Геннадий Иванович стал наведываться в соседние города Елец, Тамбов и Мичуринск в поисках новых раритетов. Липецк — город с молодой историей, найти старинные фотоаппараты здесь непросто. Например, в Липецке в начале века действовал лишь один фотограф на весь город — Леонтий Цаплин, он обслуживал знатных курортников, приезжавших на знаменитые липецкие воды. Памятник Цаплину был установлен в Липецке 3 года назад у входа в Нижний парк. Кстати, автор памятника, скульптор Андрей Сулин, в качестве образца брал напрокат старинный фотоаппарат с гармошкой как раз у Геннадия Таравкова.
Позднее подспорьем для приобретения фототехники стал интернет. Геннадий Иванович стал приобретать экспонаты на российских аукционах, но большая часть техники куплена на сайте Ebay (международная интернет-площадка, где продают и б/у вещи, и новые). Кстати, за рубежом тоже очень много русских, особенно советских, фотоаппаратов, так что энтузиаст возвращал их на родину из Америки, из Японии, из Греции. Потом сильно подорожала доставка из-за рубежа, зато коллекционер оброс связями в городах России. И сейчас из любого уголка отечества ему может прийти посылка, в которой будет 30 фотоаппаратов сразу.
От мыльницы до профи
Самый старый фотоаппарат в его коллекции из Франции, 1870 года, с объективом Петцваля. Он сделан из бронзы, кожи и красного дерева. В мире таких всего несколько экземпляров. Это сокровище Геннадию Таравкову подарили друзья.
Вообще, определить дату производства первых фотоаппаратов довольно трудно, потому что в конце XIX века были штучные экземпляры ручного производства, на них ещё не ставили маркировки. Гордостью коллекции фотографа также стал фотоаппарат инженера И.И. Карпова, который был создан в 80-х годах XIX века. Есть в коллекции неизвестный иностранный экземпляр 1882 года и ценный фотоаппарат «Гиппиус», также детище XIX века из Екатеринослава (позже Днепропетровска, теперь Днепра).
Геннадий показывает первый в мире полароид с дополнительной опцией-вспышкой в виде одноразовой лампочки. При вспышке лампочка сгорала, поэтому фотографы запасались на съёмку чемоданами лампочек.
— Искать конкретный экземпляр целенаправленно — психология барыги, а не коллекционера, который выше страсти собственника, — считает Геннадий Таравков. — Охотиться за моделями для меня не принципиально. Каждый фотоаппарат для меня ценен, не могу выделить какой-то один.
Забавно, что почти одновременно с первыми громоздкими камерами стали появляться и складные, с мехами, их можно было собрать в компактную коробку и положить в сумку. Конечно, по качеству снимков они сильно уступали крупногабаритным аппаратам, так что они соответствуют современным компактным камерам, которые презрительно называются «мыльницами». Настоящие профи, как и сегодня, возили за собой громоздкое оборудование, им приходилось снаряжать телегу.
Кстати, не стоит думать, что фотоаппарат с мехами — это замшелая древность. В коллекции Геннадия Таравкова есть проекционные профессиональные камеры из Америки с мехами, а советская модель «Ракурс-672» с мехами была выпущена накануне перестройки. Она стоила целое состояние — свыше 3 тысяч рублей.
Существует мнение, что советское производство фототехники хотя и было на высоте, но всё же вторично, целиком скопировано с немецкой техники: фотоаппараты «Зениты» — с «Лейки», а объективы «Гелиосы», «Зенитары» и «Индустары» — с Карла Цейса. Геннадий Таравков поругивает советские объективы, которые сейчас любят ставить фотографы на цифровые фотоаппараты. Он считает, что из-за массового производства они были невысокого качества. Наверняка с ним не согласятся многие фотографы, любители необычайно размытого фона, — «Гелиос» здорово закручивает фон, а стоит при этом копейки. В коллекции Таравкова есть советская камера «Спорт», первая в мире зеркальная камера с плёнкой 35 мм. В её изобретении и производстве мы всё-таки опередили немцев!
Есть в коллекции Геннадия настоящие крошки, например камера «Минокс», размером со спичечный коробок, и настоящие «монстры», занимающие полкомнаты. Есть почти полная коллекция двухобъективных камер — один объектив был нужен для построения кадра, другой — для съёмки. Кстати, вся техника у него рабочая. Трогать и смотреть её можно, снимать на неё не разрешает — однажды друг поснимал на один из ценных экспонатов и сломал его.
А ещё в его коллекции есть проекторы и увеличители, а также множество старых снимков. Спустя целый век они выглядят как новые, ведь в эмульсию фотографы добавляли ионы серебра. Сложное производство фотографий окупалось их долговечным качеством. А ещё есть оптический аппарат, в котором фотография становится объёмной, словно 3D-изображение.
Несостоявшийся музей
Жаль, что все эти удивительные сокровища недоступны широкому кругу липчан. Лишь однажды, в июне прошлого года, часть коллекции Геннадия Таравкова была представлена в доме-музее Сорокина во временной экспозиции. А ещё вот уже 5 лет в день города от Музея народного и декоративно-прикладного искусства в Нижнем парке у Геннадия Таравкова есть своя музейная палатка под названием «Фотоателье Цаплина». Геннадий Иванович сокрушается, что многие отдыхающие проходят мимо его палатки.
— Я пытался зазвать одного фотографа с камерой на груди в свой павильончик, — рассказывает Геннадий Иванович. — Но тот махнул рукой — мол, у него свой фотоаппарат есть, другие его не интересуют. Как такое возможно? После этого опускаются руки, и теряется смысл моего дела.
Он прикладывал много сил, чтобы сделать свою коллекцию публичной, писал письма в инстанции, предлагал её в бесплатное пользование. Откликов не последовало. Начальники от управления культуры поначалу проявляли интерес к на выгодному предложению, но когда доходило до принятия решений — что-то чиновников каждый раз останавливало. Так что мечта о музее рискует остаться у фотографа недовоплощённой.
Читать все комментарии