Помощь придёт!

В Липецкой области работает несколько организаций, цель которых — оказание психологической помощи детям

18.02.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

За прошлую неделю в России покончили жизнь самоубийством шесть подростков. Особенно резонансными стали трагедии, произошедшие в Москве. 7 февраля две 14-летние школьницы прыгнули с 15-этажки из-за прогулов в школе, 9 февраля после ссоры с отцом выбросился из окна высотки 14-летний мальчик. А 11-го из-за запрета на пользование Интернетом прыгнула с 23-го этажа 19-летняя жительница Благовещенска.

По числу суицидов среди подростков Россия занимает первое место в мире. Но о какой цифре идёт речь, понять трудно. По данным Мин­здравсоцразвития, в 2010 году совершено 983 самоубийства детей, по данным Росстата — 1 576, по данным уполномоченного по правам детей при президенте Павла Астахова — 1 800. Откуда статистика — непонятно, ведь в полиции самоубийц считают скопом, по возрастам не делят. Именно поэтому аналогичной статистики по Липецкой области нет.

Увы, детей и подростков, которым требуется помощь психологов, много.

Доказательство этого — большое количество звонков, поступающих на телефон доверия, который начал работать в марте прошлого года. За сутки сюда поступает до 100 звонков.

— Основные проблемы, с которыми дети звонят, — взаимоотношения с противоположным полом и сверстниками, а уже на втором месте — проблемы в семье, учёбе, — рассказала зав. отделением экстренной психологической помощи Светлана КОБЗЕВА.


Например, позвонила 12-летняя девочка, сбежавшая из дома.

— Я не первый раз ухожу, мы с мамой всегда ругаемся, — рассказала она. — А после очередного скандала мама сказала, что я им неродная.

Бродяжничать девочка начала с 10 лет. Сначала она уходила из дома на один-два дня. А теперь уже неделю живёт у соседки. Школьница хочет вернуться домой, но не знает, как это сделать, ведь конфликты вернутся.

— Мы посоветовали ей написать маме письмо, объяснить, что она не понимает её. Ведь своими поступками девочка добивается лишь того, чтобы на неё обратили внимание, — продолжает Светлана Кобзева. — И уже после вернуться домой.

Психологи уверены: если подросток задумал покончить с собой, звонить не будет. Те, кто обращается за помощью, хотят, чтоб их отговорили.

Меры по спасению подростков собираются принимать на самом высоком уровне. Павел Астахов хочет разработать программу по профилактике детских суицидов, Минобрнауки скоро спустит на места распоряжение провести в школах собрания на эту тему. А школьных психологов обяжут просматривать в Интернете аккаунты учеников, чтобы выявить слабое звено «до того, как». Но сколько времени пройдёт, прежде чем эти идеи станут реальностью, неизвестно, а помощь подросткам нужна сейчас. И возможность её получить есть.

МНЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

«Психологи за ту зарплату, которую получают, школьнику не помогут»

Корреспонденты «Житья» спросили у подростков, с каким проблемами в своей жизни они сталкиваются чаще всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГДЕ МОГУТ ПОМОЧЬ

Школьный психолог — в первую очередь подросток может обратиться к нему. В департаменте образования нам пояснили, что такого специалиста нет только в одной школе Липецка по причине её малокомплектности. Сколько психологов работает в области, в управлении говорить отказались, пояснив, что без разрешения начальника, который всегда на совещании, разглашать эту цифру не имеют права.

— Хоть раз в течение учебного года ко мне приходит почти каждый ученик гимназии, — говорит психолог липецкой гимназии № 1 Елена Полякова. — Проблемы: непонимание родителей, отношения с одноклассниками, неразделённая любовь. Конечно, школьным психологам непросто работать — на каждого приходится по 600, 800, а то и 1 000 учащихся. Порой не хватает времени заглянуть в душу каждому ученику.

В любом случае, если школьник подойдёт к психологу и попросит о консультации, ему не откажут.

О своих проблемах можно рассказать психологам телефона доверия 8-800-2000-122. Он работает круглосуточно, и звонок на него бесплатный не только со стационарного, но и с мобильного телефона. Помимо обычной консультации специалисты могут оказать ребёнку вполне реальную помощь. Так, если подросток жалуется на родителей-тиранов, которые его избивают, или на родителей-алкоголиков, то специалисты передадут эти данные в полицию и органы опеки, которые займутся решением вопроса.

Звонить по этому телефону могут и взрослые, например родственники или соседи проблемных семей.

Психологическую помощь подростки могут получить и в областном центре психолого-медикосоциального сопровождения, расположенном на улице Ушинского, 28. Здесь действует горячая линия 28-40-45.

— Звонков от детей к нам поступает очень много, звонят и склонные к суициду, — пояснила руководитель центра Алла Кузнецова. — Обращаются к нам и родители тех детей, которым нужна помощь. Педагоги-психологи помогают им разобраться в отношениях со сверстниками, противоположным полом, родителями, помогают пережить горе, расставание, насилие.

В центр можно обратиться и лично. Подросток может прийти сюда как один, так и вместе с родителями. В этом случае психологи работают сразу и с ребёнком, и с его мамой и папой. В зависимости от сложности проблемы занятия могут занимать от нескольких недель до трёх месяцев. Кстати, по словам специалистов, в большинстве случаев проблема заключается именно в родителях.

Нередки случаи, когда подростку нужна реальная защита от родителей.

— Если ребёнок подвергся насилию со стороны одного из родителей, то он может прийти в дежурную часть или вызвать полицию по телефону на место, — пояснила начальник пресс-службы УМВД России по Липецкой области Наталья Маслакова. — Если на теле ребёнка остались следы от побоев, его отвезут на медэкспертизу. А если будет установлено, что проживать в семье ребёнок не может, его направят в реабилитационный центр. И пока он там находится, полиция и органы опеки разберутся в ситуации.

В том случае, когда ребёнок боится возвращаться домой, его могут поместить в кризисный центр для несовершеннолетних. За помощью нужно обратиться по адресу: г. Липецк, улица Ибаррури, 1а. Как пояснили в центре, оставлять ребёнка одного, без мамы, здесь нельзя, поэтому специалисты центра могут перенаправить его в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» (г. Задонск, ул. Крупской, 31, тел.: (474 71) 2-39-55, 2-38-39). Здесь подросток может провести до 1,5 — 2 месяцев. С ним будут работать психологи и юристы, которые решат проблему. Можно обратиться сюда напрямую.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

«Дети идут к психологу, когда семья неблагополучная»

Корреспонденты «Житья» поинтересовались у родителей, что они знают о проблемах своих детей

 

 

Поговорите со своим ребёнком, спасите ему жизнь

— Родители не должны заигрываться с детьми. В семье должна сохраняться субординация, — уверена психолог Елена ПОЛЯКОВА. — Нельзя всё время потакать ребёнку, но и наказание должно быть адекватным. Нельзя давать оценку ребёнку — «ты идиот, бездарь, хулиган» и т. д. Нужно оценивать поступок. Также следует предостеречь родителей от чрезмерного контроля. Интересоваться жизнью ребёнка необходимо. Но существует понятие личного пространства, это его телефон, страничка в соцсети, дневник. Когда родители вторгаются туда, подросток этого не прощает. Порой ко мне приходят подростки и говорят: «Родители меня не слышат», а на вопрос «Почему?» следует ответ: «Им некогда». Общение родителей с детьми сводится к фразам «мне некогда», «этого делать нельзя, потому что я сказал». Уделите ребёнку несколько минут, объясните, почему нельзя, вместе помечтайте, посоветуйте. Может, эти минуты спасут ему жизнь. В возрасте 14 — 15 лет не все дети осознают ценность жизни. Но в любом случае львиная доля вины лежит на родителях. Это они упустили, недоглядели, не объяснили, не помогли. Ещё одна причина — смакование темы самоубийств в СМИ. Вот, мол, какой «мужественный» поступок — из-за неразделённой любви, неприятностей в школе  свести счёты с жизнью. Дети читают между строк: «А вам слабо?»

Новости других СМИ