«Mои родные ничего не знают обо мне»

Липчанка Тамара Батурина, выросшая в детдоме, уже больше двадцати лет пытается найти своих сестёр и брата

05.05.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

На протяжении многих лет Тамара Васильевна ищет своих брата и сестёр, с которыми её разлучили в далёком детстве. 85-летняя женщина почти не помнит их лиц, но мечтает хотя бы ещё раз увидеть родных людей.

Тамаре было три года, когда она попала в детдом Красноярска. Воспоминания, оставшиеся о семье, были смутными. Тома помнила сестер — 5-летнюю Аню и 1,5-годовалую Машу и младшего братика Сашу, которому на тот момент не было и года. А вот родителей в памяти не осталось, со временем даже их имена забылись. Зато тот день, когда её забирали в детдом, Тамара Батурина помнит чётко.

— К нам домой пришли какие-то женщины. Сначала забрали Сашу, — вспоминает она. — Я сильно плакала и не хотела его отдавать. А потом увезли и меня.

Почему родители так поступили с ними, Тамара не знала. Первое время девочка плакала дни напролёт, ни с кем не хотела разговаривать. Но постепенно переживания уступили место другим заботам.

— А однажды ко мне прибежали подружки и говорят: мол, к тебе тетя пришла, ждёт тебя, — рассказывает Тамара Васильевна. — На улице меня встретила незнакомая женщина. Она начала плакать и говорить, как жаль, что мама не может меня увидеть. А потом дала мне бумажку с адресами и сказала, что по ним я смогу найти родных.
Девочка ту бумажку взяла. Однако малышка заветные адреса потеряла уже на следующий день.

Когда пришло время идти в школу, девочку перевели из Красноярска в Канский детдом. Здесь она жила до 1941 года. Когда началась война, в здании расквартировали солдат, а воспитанников распределили по другим городам. В сопроводительной справке, выданной 14-летней девочке, не было указано ни места её рождения, ни отчества. После, получая паспорт, девушка придумала его себе сама — Васильевна.

— Меня отправили в Енисейск, где я училась в ремесленном училище на помощника старшины катера, — рассказывает пенсионерка. — Время было тяжёлое, голодное.

Зимой детдомовцы учились, летом их направляли на практику. Тамара работала штурманом на теплоходе, перевозившем по реке грузы. А после окончания училища девушка поехала в Сочи на строительство железнодорожного вокзала. Туда в то время отправлялось много молодёжи. Деньги платили хорошие, к тому же работникам из других городов давали жильё и подъёмные. Вот и решилась девушка уехать из холодной Сибири поближе к морю. Но и здесь она надолго не задержалась.

— Мы работали как рабы — и днём и ночью, без выходных и отпусков, — вспоминает Тамара Батурина. — Начальство торопило нас, говорило, что достроить вокзал нужно как можно скорее.

Но, несмотря на изнурительный труд, в жизни 19-летней девушки оставалось место и для любви. На сочинской стройке Тамара познакомилась со своим первым мужем Виктором Веселковым. Но через два года после свадьбы она заболела. Врачи подозревали туберкулёз и посоветовали сменить климат. Супруги переехали в Липецк.

Увы, после десяти лет совместной жизни Тамара с мужем разошлась. Со своим вторым супругом Константином она прожила больше тридцати лет. Ей было 60, когда он умер. И женщина осталась совершенно одна. Детьми её Бог не наградил. Тогда-то она и решила искать своих сестёр и брата.

С чего начинать поиски, Тамара Васильевна не знала. Она написала письма в Канск и в Красноярск, просила ответить, может быть, хоть что-то известно о месте её рождения, о её родных. Женщина помнила, что вместе с ней в детдом был отправлен брат Саша, поэтому в письмах указывала его имя.

— Мне ответили из красноярского адресного бюро, прислали несколько адресов Александров Батуриных. Я так обрадовалась, думала, что вот-вот найду брата, — едва не плачет женщина. — По всем этим адресам я написала письма. И все они мне ответили, но брата среди них не было.

Тамара уже совсем отчаялась, когда случай помог ей отыскать свою малую родину. В одной из книг 60-летняя пенсионерка случайно наткнулась на название посёлка Атаманово. Её вдруг как водой окатило — ведь она родилась в Атаманово.

— Я вспомнила, в детстве отец постоянно спрашивал меня: «Тамара, ты где живёшь?» А я отвечала: «В Атаманово». Видимо, он хотел, чтобы я навсегда запомнила это.

Женщина тут же бросилась искать этот посёлок. Как оказалось, таких много. Но выбор свой она остановила на Атаманово Красноярского края, не случайно же её отправили в детдом Красноярска. Батурина написала письмо в сельсовет посёлка. Вскоре пришло письмо от одной из жительниц Атаманово. Женщина писала, что Батурины жили по соседству, она хорошо их помнит. Тамара отправилась туда.

— Я несколько дней прожила у этой женщины. Она показала место, где стоял наш дом, рассказала о семье. Отец был трактористом, мать поваром. Когда мама умерла, семья развалилась. Старшая сестра Аня тоже умерла, меня и Сашу отец отдал в детдом, не справлялся. А младшую Машу увёз с собой в Москву. Папа любил маму, а Маша была её копией. Не смог с ней расстаться.

В сельсовете сохранилась и домовая запись, из которой Батурина узнала, что маму звали Ефимия Илларионовна, а отца — Пимен Степанович. Так в одночасье Тамара Васильевна стала Тамарой Пименовной. Но ни адресов, ни телефонов её родственников соседи не знали, никто из них не возвращался.

Через год на глаза женщине попалась заметка в газете о судьбе некой Марии Батуриной, которая искала родных. Тамара перечитывала статью снова и снова: а вдруг это её сестра? Совпадали имя и фамилия, и жила она в Москве. Тамара позвонила в редакцию газеты, просила адрес, но помочь ей там отказались.

— Горько, что где-то живут мои родные и ничего не знают обо мне. Мне уже 85 лет, я совершенно одна. А так хотелось бы увидеться с братом и сестрой. Может, они увидят газету, прочитают обо мне и откликнутся. Ведь бывают чудеса.

В ТЕМУ

Бывший детдомовец ищет сиротам семьи

Вот уже несколько лет житель Краснодара Сергей Бегляк помогает воспитанникам детдомов. Мужчина и сам бывший детдомовец. Мама отказалась от него в роддоме, так как мальчик родился с заячьей губой. Мужу о «неудачном» ребёнке женщина рассказала лишь спустя 12 лет. Отец разыскал сына, и Сергей вернулся в семью.

После смерти родителей парень боялся остаться один и разыскал родственников по линии отца и матери. А потом решил помогать другим. Он нашёл всех своих одноклассников по детдому. А потом принялся разыскивать и их родственников. В результате некоторые ребята вновь обрели семью. Краснодарец помогает всем, кто к нему обращается. Сергей — инвалид и живёт на пенсию по инвалидности, но денег за свою работу не берёт.

Новости других СМИ