«Любовь к жизни сильнее боли!»
Липчанка, потерявшая обе ноги, не только не утратила жажду жизни, но и сама обрабатывает дачныйучасток, выращивая более 100 видов цветов
В жизни каждого возникают трудные ситуации. Кто-то при этом впадает в депрессию и клянёт судьбу. Но только не 62-летняя Наталья Новикова.
Проработав около 20 лет на НЛМК, женщина решила всё бросить и начать свой книжный бизнес. Денег на раскрутку не было, да и кредит в 1990-х взять было нелегко, поэтому пришлось продать квартиру в городе.
— Когда начинала торговать, я не успевала ездить в Москву за книгами, — вспоминает Наталья Фёдоровна. — Дела шли так хорошо, что мне даже удалось поставить свой киоск и открыть отдел в магазине. Но на квартиру пока не хватало. А через несколько лет начался кризис. Сначала пришлось продать киоск, а затем и вовсе свернуть бизнес. Снимать жильё было не на что, и я перебралась в дачный домик.
Но беда не приходит одна: из-за болезни женщина потеряла ноги.
— Первую операцию мне сделали в 2005 году, — рассказывает она. — Из-за проблем с сосудами у меня появились трофические язвы, была угроза гангрены. Поэтому врачи решили отрезать мне ногу. Но это не помогло, и спустя два года ампутировали вторую. Эти операции я никогда забыть не смогу. Мне сделали наркоз, и онемела только нижняя часть тела. Всё, что происходило, я видела и слышала. И эти звуки, когда пилой распиливали кости, меня чуть с ума не свели.
Однако и на этом испытания не закончились. За время, проведённое в больнице, Наталья Фёдоровна потеряла всех друзей и знакомых.
— Многие меня вообще похоронили, — со слезами на глазах говорит она. — После выписки я оказалась не нужна никому, кроме сына. (С мужем Наталья развелась ещё в 23 года. — Прим. ред.) Даже те, с кем я дружила по 25 — 30 лет, решили, что им инвалид не нужен. Конечно, с одной ногой я была ещё получеловеком, а без двух как грибочек стала: кто захотел, тот и пнул.
Пришлось учиться жить по-новому. Сын предлагал Наталье перебраться к нему на съёмную квартиру, но она не хочет быть обузой. Женщина живёт на даче и сама справляется со всеми делами.
— Поначалу было очень тяжело, — рассказывает Наталья, — но потихоньку стала приспосабливаться. Научилась передвигаться без помощи посторонних. Для этого у меня есть две седушки от стула: сначала я сажусь на одну, вторую кладу рядом и пересаживаюсь на неё, потом опять на другую. Есть у меня и коляска, но один раз я попыталась на ней доехать до магазина и на небольшом взгорке перевернулась. Мне стало так страшно: рядом-то никого! И дома с неё опрокидывалась. Поэтому пользуюсь ей мало.
Всё, что нужно, женщине приво-зит сын, который приезжает к ней через день. Он же её купает, воду берут из дачного водопровода и греют на электроплитке. А зимой, когда воды нет, приходится обращаться к соседке: у неё на участке своя скважина. Сын помогает матери колоть дрова, чтобы топить небольшую печку. Но тепла от такого очага в мороз не хватает, и приходится включать несколько обогревателей.
— Иногда я плачу за свет по четыре тысячи в месяц, — сетует женщина. — Но не замерзать же. А в этом году не знаю, что делать. У нас собираются тянуть новую линию — старые провода все обрежут, а вот новые закончат на соседней улице. Когда я поинтересовалась, как мне быть, сказали: готовь 22 тысячи и сама тяни. Что будет, даже не представляю. Ведь зимой никуда не выхожу и целый день смотрю телевизор, это летом у меня много забот — надо обработать участок.
Наталья Новикова выращивает не только фрукты и овощи, но и более ста видов цветов.
— Я люблю цветы до трепета. Постоянно поливаю, подрезаю, подкармливаю, пересаживаю, — говорит она. — Всё высажено так, чтобы цвело весной, летом и осенью. Первыми появляются подснежники, потом ландыши, тюльпаны, нарциссы, лилии, а затем и весь сад цветёт и благоухает. У меня даже есть такие виды, которых нет ни у кого. К примеру, актинидия, её ещё называют дальневосточное киви. У неё плоды похожи на маленькие ягодки киви, а по вкусу напоминают ананас. Коты её обожают, они мне все побеги обгрызли. А вот розы вырастить никак не получается.
Только здесь, среди цветов, женщина забывает о проблемах:
— Я каждое утро выползаю на крыльцо и здороваюсь с солнышком, со своими цветочками и благодарю Бога, что живу. Всегда говорю, что проживу 150 лет. Я хочу жить. Не хочу лежать обрубком. Конечно, бывает очень плохо, но стараюсь не сидеть сложа руки. Ведь любовь и интерес к жизни сильнее боли, сильнее любых ограничений.
В этом году Наталья на зиму уже придумала себе занятие: заказала книжки, где рассказано, как делать панно из сухоцветов. Ещё она мечтает провести воду. Но больше всего ей хочется компьютер:
— Может, удастся накопить с пенсии хотя бы на простенький. Буду с людьми общаться. Сидишь в четырёх стенах, как в тюрьме. Одиночество — это самое страшное.
Но женщина всё равно остаётся оптимистом. И советует воспринимать любые препятствия как возможность для роста. Использовать неудачи как опыт и не позволять страху парализовать вас духовно.
В ТЕМУ
Рука в руке
В Китае есть необычный балетный дуэт — девушка Ли и её напарник Тао. В 19 лет подающая надежды балерина в автокатастрофе потеряла руку. А Тао стал инвалидом, лишившись ноги на работе. Однажды встретившись, они стали танцевать вместе. Молодые люди репетировали целыми днями, готовя номер продолжительностью около четырёх минут. На Китайских национальных соревнованиях по танцу в 2007 году они были единственной парой инвалидов и, выйдя в финал среди 7 000 участников, завоевали второе место. К тому же с огромным отрывом выиграли ещё и приз зрительских симпатий.
Читать все комментарии