Чистый воздух пока только мечта

В редакции «Житья» состоялся круглый стол по проблемам экологии в нашем регионе

20.10.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Наибольшее влияние на здоровье людей оказывает химическое загрязнение атмосферы, воды, почвы. За прошлый год выбросы вредных веществ в атмосферу уменьшились в нашем регионе на 22,7 тысячи тонн по сравнению с 2010-м и составили 344,9 тысячи тонн. Львиная доля выбросов приходится на НЛМК — за 2011 год из труб комбината улетело в воздух 277,16 тысячи тонн опасных веществ. Чтобы выяснить, что делается, а главное — должно быть сделано, чтобы липчане могли жить в нормальной обстановке, редакция «Житья» и организовала разговор за круглым столом.

Чем мы дышим?

Год от года комбинат сообщает о том, что выбросы предприятия уменьшаются. И это кажется довольно странным, так как производство стали и чугуна растёт. За счёт чего же удаётся достичь таких результатов?

— За последние годы комбинат перестал быть единственным источником загрязнения атмосферы. В городе есть и другие предприятия, — заявил Александр Кононов. — И наше воздействие сопоставимо с влиянием других источников. На комбинате за счёт модернизации производства реализуются природоохранные мероприятия. В частности, направленные на снижение выбросов углекислого газа, которого у нас вырабатывается очень много. Второе по значимости — уменьшение выбросов пыли, которую мы считаем наиболее опасной. Мы проводили анализ воздуха в сравнении с другими городами Черноземья и с городами с металлургической промышленностью. Если посмотреть эти данные, то Липецк находится на последнем месте по загрязнению среди металлургических городов. А в Черноземье нас опережает только Тамбов, где воздух чище.

С прошлого года на сайте управления экологии области стали ежедневно размещать  информацию о состоянии воздуха в Липецке. Мониторинг проводится на десяти постах наблюдения, семь из которых расположены в областном центре. Как правило, превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ практически не бывает. Хотя все мы можем видеть клубы коричневого дыма над левым берегом. Можно ли верить этим данным? Почему в Липецке состояние атмосферы контролируется всего по восьми компонентам из 39 рекомендованных? И вот тут выяснились удивительные факты.

— Чтобы организовать мониторинг атмосферного воздуха, мы руководствуемся ГОСТами, оставшимися ещё со времён Советского Союза, — пояснил Сергей Дорохин. — В них дан список вредных веществ, обязательных к определению, а также сказано, что с учётом специфики промышленного производства разных городов на местном уровне должен определяться дополнительный перечень вредных веществ. Его утверждают органы Росгидромета и Роспотребнадзор. Мы несколько раз пытались инициировать этот процесс в Липецке. Санитарные врачи нас поддержали, дали дополнительный список, но Росгидромет слушать не стал и контролирует лишь то, что приказано свыше.

— Это удивительно! — возмутился Вячеслав Павлов. — ГОСТы с советских времён чиновники считают рекомендательными. Однако помимо них существуют и другие документы: ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», СанПиН. Для предприятий чёрной металлургии есть документы, по которым в воздухе должны контролироваться выбросы смолистых веществ, возгоны пека. Но у нас они почему-то не контролируются.

— С 2011 года, чтобы иметь более точную картину загрязнения атмо­сферы, на стационарных постах наблюдения устанавливаем автоматические газоанализаторы, — дополнил Сергей Дорохин. — Загрязнение отслеживается в режиме реального времени. Но опять же они могут контролировать не все ингредиенты, а лишь небольшую часть: диоксид серы, диоксид азота и сероводород. Пока два газоанализатора есть только на посту в Матырском. Планируем установить их ещё на трёх постах: один в Грязях и два в Ельце. Но это дорого: только на два анализатора потратили 1 миллион 200 тысяч рублей из бюджета области.

Как контролируют выбросы?

— В нашей области около 40 тысяч предприятий воздействуют на экологию, при этом их вклад составляет где-то 10 — 15%, остальное — НЛМК, — заявил Олег Лаптев. — Мы ежегодно проводим 1 700 мероприятий по контролю за охраной окружающей среды, при этом выявляем 1 500 нарушений. Если бы мы проверили все 40 тысяч предприятий, то в год нашли бы где-то 30 тысяч нарушений.

Удивительно, что Росприроднадзор при плановой проверке НЛМК выявляет там всего четыре нарушения.

— Плановые проверки мы по закону имеем право проводить раз в три года, — пояснила Марина Ананских. — И всегда находим нарушения, за которые наказываем. Было бы очень хорошо, если бы власти Липецка и области установили дополнительные посты наблюдения. Это позволило бы получить реальную картину. И сделать экологическую карту области.

— Мы предлагаем всем экологическим структурам региона провести сравнительный анализ воздуха с другими городами, но не по пяти компонентам, которые входят в комплексный индекс загрязнения (КИЗА), а более развёрнутый, — предложил Вячеслав Кандыбин. — Более того, сравнивать данные с газоанализаторов, которые стоят на перекрёстках дорог в Липецке, и сопоставить их по времени с выбросами комбината — тогда получим более-менее реальную картину: где транспорт, где комбинат, а где другие предприятия. Но мы пока такие данные не можем получить. В администрации города нас направили в администрацию области. Обратились туда, но там получают лишь средние данные за сутки, это ничего не даёт. Чтобы провести анализ, надо сделать хотя бы почасовой мониторинг. У нас такие данные есть, и мы готовы их предоставить.

Однако и во время круглого стола предложение НЛМК не было поддержано. Есть и другая проблема. Руководство области постоянно говорит об увеличении производства. Только в Липецке имеется ряд крупных предприятий, которые тоже воздух не озонируют.

— Меня больше волнует не ситуация с НЛМК, где мы часто бываем с проверками и все нарушения устраняются, а цемзавод, — высказала озабоченность Светлана Боровкова. — В последние годы в прокуратуру, в управление экологии поступает всё больше жалоб от жителей того района на выбросы предприятия. Лишь в июле после нашей очередной проверки руководство завода приняло решение спроектировать для 3-й печи новые очистные сооружения: нынешние устарели и морально, и физически. Также природоохранная прокуратура направила обращение в администрацию области, чтобы усовершенствовать систему контроля. В районе цемзавода необходимо установить экологический пост. Плюс изменить методику: определить, что нужно измерять с учётом производства цемента, а не только те вещества, которые контролируются по всему городу.

— Сейчас проводятся торги по разработке проекта и подыскивается подрядчик, который заменит 3-ю технологическую линию, — пояснила Марина Ананских. — Уже в 2014 году работы должны быть выполнены. Неоднократно мы совместно с управлением экологии, Роспотребнадзором проводили там внеплановые проверки, штрафовали предприятие за выбросы, но без реконструкции сократить их будет проблематично.

Получается, в ближайшие два года жителям Сокола придётся всё так же  дышать пылью с цемзавода.

Куда девать отходы?

На здоровье человека влияет и загрязнение почвы. Ежегодно только на НЛМК образуется более 3,5 миллиона тонн отходов. Сейчас они складируются на шлаковом отвале в районе коксохима. Природоохранная прокуратура исследовала почву в том районе и нашла значительные превышения нормативов содержания свинца, кадмия, калия. То есть земля там заражённая, и использовать её в дальнейшем очень опасно. До 2020 года НЛМК должен ликвидировать этот объект.
— С 2011 года мы стали передавать стальшлак сторонним фирмам на переработку по минимальной цене, и накопление практически прекратилось, — рассказал Александр Кононов. — В прошлом году включили программу «Дорога к дому» по безвозмездной передаче стальшлака и его вывозу за счёт комбината для отсыпки сельских дорог. Для переработки отходов привлекли специализированные фирмы.

Прогнозируем, что гору на левом берегу реки Воронеж липчане перестанут наблюдать уже к 2020 году. А земельный участок будет рекультивирован.

— К нам в управление поступило где-то 10 — 15 обращений, связанных с негативным воздействием металлургического шлака НЛМК, который используется в качестве дорожного покрытия, — продолжил Олег Лаптев. — Только в Липецком районе запланировано более 3,5 тысячи тонн шлака вывезти на дороги. Мы ведём уже несколько административных расследований по этим обращениям. В 2006 году было получено заключение санэпиднадзора о том, что шлак можно использовать для производства удобрений и для дорожного строительства — но как связующее звено, то есть сверху класть асфальт. А мы как раз получили обращения от людей, что у них после того, как были отсыпаны дороги таким шлаком, начали чесаться глаза, ноги. То есть началась аллергия. В отношении двух глав сельских администраций вынесены административные наказания за то, что строят такие дороги, не имея никаких проектов, и по замерам нашей лаборатории пыление рядом с этой дорогой превышает норму в два-три раза. Шлаки размываются осадками, стекают в водоёмы, на почву. Мы направили запросы в Центр стандартизации и метрологии, в инспекцию по стройнадзору, чтобы исследовали шлак, из которого построены дороги.

— Совместными усилиями улучшать экологическую ситуацию в городе — наша общая задача, — подвёл итог встречи Николай Двугрошев.

КСТАТИ

В Липецке хотят возродить экологически чистый транспорт

Как заявил заместитель председателя городского Совета депутатов Николай ДВУГРОШЕВ, в районе кольца Трубного завода планируется построить подвесной мост, по которому транспортный поток будет идти от Лебедянской трассы в сторону улицы Циолковского, движение будет без светофоров, что позволит увеличить проходимость. Более того, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы в Липецке опять пустить трамваи по основным дорогам. Во-первых, это экологически чистый транспорт, а во-вторых, он позволит избежать пробок. Правда, новые трамвайные линии будут не как прежние, а на резиновых подушках, чтобы по ним могли ездить и автомобили. Но когда этот проект воплотят в жизнь — зависит от финансирования.

В ТЕМУ

Кто сколько насчитал

Мониторинг атмосферного воздуха под факелом НЛМК

Лаборатория комбината отобрала за прошлый год 6 766 проб воздуха, в 70 из них было превышение ПДК загрязняющих веществ. При этом превышение по пыли было в 56% случаев, а по сероводороду — в 31%.

Лаборатория управления экологии и природных ресурсов области взяла 49 проб, в шести нашли превышение ПДК, в том числе по пыли — 83% от всех превышений.
А вот Центр гигиены и эпидемиологии в прошлом году провёл 1 388 исследований проб воздуха и нашёл 104 превышения ПДК, из них пыль — 31%, фенол — 29%, сероводород — 14%, формальдегид — 12%.

Новости других СМИ