«Ей бы оставить гранату для себя»
О подвиге 18-летнего Героя СССР Ксении Константиновой рассказывают её младшие сестры
В этом году 30 октября исполняется 69 лет со дня смерти нашей землячки, Героя Советского Союза Ксении Константиновой. Многие знают эту фамилию. В Липецке в её честь названа площадь на Соколе. Но не все знают, что в сорока минутах езды от Липецка всё ещё живут её родные. В преддверии этой даты корреспондент «Житья» встретился с одной из сестёр. История семьи Ксении Константиновой — это история большинства русских людей, которые прошли через время репрессий, великих подвигов и возрождения.
Родилась Ксения 18 апреля 1925 года в маленьком посёлке Моховое Липецкого района, которого сейчас уже нет на карте области. Папа Ксении Семён Константинов после окончания училища пришёл работать учителем в школу села Сухая Лубна. Но в 1937 году по навету какого-то недоброжелателя его репрессировали и отправили на 5 лет в лагеря в Коми АССР как врага народа. На тот момент у него уже было трое детей: Ксюша и двое мальчиков.
— Папа рассказывал, что Ксюша была очень подвижной девочкой. Доброй, с живым мышлением и боевым характером. Всё схватывала на лету, — рассказывает Елена Семёновна, сестра Ксении. — Ещё успевала присматривать за братишками и воспитывать их.
Когда началась Великая Отечественная война, Ксении было 16 лет. После окончания липецкого медучилища она пришла в местный военкомат и стала проситься на фронт. Она приходила снова и снова. Видя упорство юной девушки, военный комиссар направил её на краткосрочные курсы санитаров. Получив звание старшины медицинской службы, Ксения ушла на фронт втайне от родителей. Девушка участвовала в боях под Воронежем, на Орловско-Курской дуге, Калининском и Витебском направлениях. Выносила с поля боя раненых, оказывала им первую медицинскую помощь.
За мужество и отвагу, проявленные в Курской битве, была награждена медалью «За боевые заслуги». Пока Ксения героически воевала, её отца освободили из лагеря, но вернуться домой не разрешили, так как его, как бывшего врага народа, запросто могли обвинить в связи с немцами и приговорить к расстрелу. Семён Константинов был вынужден остаться в Коми и там работать на лесоповале вольнонаёмным. И кто знает, как сложилась бы его судьба в дальнейшем, если бы не заметка в газете о гибели дочери.
— О её подвиге отец узнал случайно, — рассказала Елена Семёновна. — Ему в Коми написала письмо коллега по школе и сообщила, чтобы он нашёл газету за июнь 1944 года — мол, там про Ксению есть статья. Почитав сухую заметку о награждении его дочери посмертно званием Героя Советского Союза, отец написал письмо в Москву Сталину и попросил разрешения вернуться домой, чтобы поднимать семью.
В порядке исключения, как отцу Героя, Константинову в 1946 году разрешили уехать домой. Но тут его ждало ещё одно горе — от тифа умерла его первая жена, мать Ксении и двух сыновей. Семёну Григорьевичу пришлось одному брать на себя заботу о двух малолетних сыновьях. Он привёл в дом новую хозяйку. Уже в послевоенное время у Семена и Марии родилось ещё две дочери. Первую, родившуюся в 1952 году, Мария предложила назвать в честь убитой старшей дочери мужа Ксенией. Вторая Елена родилась в 1955 году, когда Семёну было 54 года.
До последних дней Семён Григорьевич выяснял подробности гибели дочери, переписывался с её однополчанами, по крупицам собирал информацию. Так ему удалось выяснить, что 30 октября 1943 года у деревни Узгорки Смоленской области 18-летней девушке пришлось принять неравный бой с фашистами. Защищая раненых, она до последнего патрона отстреливалась, а потом единственной оставшейся гранатой подорвала тех, кто подобрался слишком близко.
Её взяли в плен, допрашивали и пытали, выкололи глаза, но она не произнесла ни слова. Полуживую Ксению немцы пригвоздили колом к земле. Тело зверски замученной девушки и двенадцати убитых ею немцев обнаружил батальон наших солдат. Похоронили её в селе Распопы Смоленской области.
— Ей бы оставить эту гранату для себя, но она решила, что лучше отправит на тот свет ещё несколько немецких солдат. Такую муку приняла... — сокрушается сестра.
По рассказам Елены, вечерами семья собиралась за большим столом и вспоминала Ксюшу. Отцу настолько было тяжело это всё пережить даже спустя годы, что он при воспоминаниях о дочери он буквально рвал на себе волосы.
В селе Сухая Лубна, где живёт Елена, их с сестрой все знают, хотя они никогда не хвалились родством с девушкой-героиней. Мол, чего кичиться, если не наш подвиг. Тем не менее сёстры часто вспоминают о Ксении. Видели они её только на старых чёрно-белых фотографиях, но очень к ней привязаны.
Сестры живут небогато. У Елены уже есть внук, младшая Ксения ухаживает за своей больной дочерью. Сестры, так же как и погибшая Ксения, переняли от отца жажду знаний и боевой характер. Поддерживают они отношения и со своими сводными братьями.
В город сёстры переезжать не хотят. Говорят, в деревне им гораздо лучше. Ведь именно отсюда начинается история их семьи, внёсшей свою лепту в историю всей России.
КСТАТИ
Звезда Константиновой горит в музее Вооруженных сил
Саму Звезду Героя Советского Союза сёстрам нашей землячки Ксении Константиновой не дали. Она хранится в Музее Вооружённых сил. Всё дело в том, что эту награду вручают только живым героям. А если ею награждают посмертно, то сама награда хранится в этом музее. На руки родственникам выдаётся только свидетельство о награждении.
Читать все комментарии