«Как я работал на нелегальном заводе в Дагестане»

Около года липчанин делал кирпичи в дагестанском ауле и сейчас снова собирается туда вернуться

08.12.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Дагестан 26-летний Александр Правдин попал благодаря поездке автостопом из Саратова в Волгоград прошлой весной.

— Я буквально накануне приехал из Липецка в Саратов в гости к своей девушке, которая училась в медакадемии, — вспоминает Александр. — Но она мне сказала, что нашла другого.

Разумеется, настроение у парня после такой встречи было упадническое. На душе тоска, а в голове куча мыслей и воспоминаний. И чтобы отвлечься от них, Саша решил съездить на экскурсию в Волгоград. Хотя деньги у него были, добираться решил автостопом.

— А что, разговорами с людьми отвлекусь, — думал тогда парень. — И время убью, и воспоминаний много останется.

И вспомнить Александру Правдину теперь действительно есть что. На загородную трассу в направлении города-героя он выбрался на такси. А уже через пару километров пешей прогулки с обочины его подобрал КамАЗ. В нём ехали два дагестанца — Ослан и Магомед.

— Нормальные, адекватные и общительные ребята, — продолжает липчанин. — Они из Москвы через Волгоград возвращались в Дагестан. В столицу фрукты возили.

Мы с ними всю дорогу разговаривали, шутили, даже коньяк вместе пили. За всю дорогу они ни разу на своём языке словом не обмолвились, чтоб меня не обидеть.

По пути к Волгограду Правдин рассказал попутчикам про свою несчастную любовь. Ему посочувствовали. В общем, дорога пролетела быстро. И уже перед расставанием ребята сделали Саше необычное предложение.

— Ты, говорят, парень хороший, — рассказывает Александр. — Можем тебе работу предложить у нас на родине, на кирпичном заводе. Всё, мол, как положено — зарплата, питание. Правда, за жильё будут денежку вычитать. Зато жить будешь на берегу Каспийского моря.

Через сутки Саша поехал с новыми знакомыми в Дагестан. Аул, куда его привезли, и правда был на побережье. Жителей меньше сотни. Сразу по приезду директор, он же хозяин и главный инженер завода, объяснил требования. Зарплата — 13 тысяч.

За жильё — три тысячи. Кормёжка в общей столовой. Пить на работе нельзя. Не хочешь трудиться — уходи. Остаёшься — предупреждай родственников.

— В общем, отношение человеческое было, — говорит Саша. — Вот только оборудование на заводе очень старое. Поэтому, пока за день потаскаешь глину в дробилку, из неё в печку, а оттуда кирпичи на склад, к вечеру руки отнимались, а спина не разгибалась.

Силикатные кирпичи делали исключительно под заказ. Они шли на фазенды местных богачей. И от заказов отбоя не было, поэтому кормили рабочих на заводе хорошо. А по вечерам среды и субботы даже выпивку выдавали. Употреблять разрешалось только в столовой.

— Дело в том, что почти все работники завода — пьяницы из Москвы или такие, как я, путешественники, — объясняет наш собеседник. — У хозяина целая команда на вокзалах столицы их собирала. Идёт мужик с похмелуги, побирается на стакан, к нему подходит «добрый» человек, даёт выпить на халяву. Ещё и ещё. А потом говорит, мол, есть такое место, где выпивка бесплатно, кормят, к тому же денег дают. О том, что работать надо, говорили уже на заводе. А куда людям за тысячу километров от дома деваться?

Как говорит Саша, кто-то оставался, кто-то уходил. Без всяких проблем. Но в бригаде постоянно было около 50 человек.

— Некоторые пытались подпольный завод сдать в прокуратуру, — рассказывает липчанин. — Обижались на то, что их обманом в республику привезли. За троими такими прокурор приезжал с нарядом полиции. Увезли. Больше мы этих парней не видели.

По рассказам парня, среди вольнонаёмных были и дезертиры из армии. Работали годами. Ждали, когда перестанут искать, а потом с деньгами возвращались домой.
— В напарниках у меня такой «товарищ» из Липецка был. Работал, работал — сбежал, — продолжает Александр. — Потом о нём в газетах писали, мол, в плену был, избивали его. А на самом деле нас никто пальцем не трогал.

Один из таких горе-военных свистнул у Правдина документы. Без паспорта, погревшись под южным солнцем, накупавшись в Каспии и изрядно задолбавшись на конвейере, свою трудовую вахту Саша закончил под Новый год.

— Уезжал без денег: ребята мне посоветовали всё потратить на одежду, — объясняет Александр. — Сказали, по дороге полицейские тех, кто без паспорта, обирают, даже вещи снимают. Оставил себе только пару тысяч рублей. В автобусе, чтоб не сняли, водителю заплатил таксу — 500 рубликов. Он её калмыцким гаишникам отдал.

Сейчас Саша опять собирается ехать в Дагестан на тот же завод. Говорит, в Липецке при желании заработает примерно столько же. Но там не надо думать о еде и крыше над головой.

В ТЕМУ

Завод заводу рознь

В 2009 году в Дагестане были освобождены около 200 рабов, чей труд использовался на кирпичных заводах, расположенных между Махачкалой и Каспийском. Вызволить людей из трудового плена помогла прокурорская проверка. О том, что на тех кирпичных заводах работают «бичи» из разных регионов страны, в республике знали многие. Тем не менее шум поднялся только после того, как на федеральном канале показали сюжет про жителя одной из центральных областей России, который несколько лет считался пропавшим без вести, а на самом деле работал по принуждению в Дагестане.

Новости других СМИ