«На войну в Египет нас везли тайно»
Получив ранение в африканской стране, Алексей Маликов едва не остался инвалидом. Но его вернул в строй знаменитый костоправ Касьян.
Родился Алексей Маликов в селе Сухая Лубна ровно за месяц до Великой Победы. Сколько себя помнит, всегда хотел быть военным. Воины-победители вызывали у пацанов уважение. К тому же соседями Маликовых были родители Героя Советского Союза Ксении Константиновой. Возможно, всё это и предопределило его судьбу.
— Я мечтал стать военным моряком, — вспоминает Алексей Владимирович. — Даже окончил в Липецке морскую школу. Однако судьба распорядилась иначе.
Маликов имел 1-й разряд сразу по трём видам спорта, и служить его направили в десантные войска. В Витебске он совершил свой первый прыжок с парашютом.
Десять лет на чужбине
— Время в учебке пролетело быстро, — продолжает Алексей Маликов. — Вскоре, как в песне «Дан приказ ему на запад», меня направили продолжать службу в ГДР.
Наша часть дислоцировалась чуть севернее Берлина, в городе Ораниенбурге.
Жили в закрытых полигонах за колючей проволокой. И в любую секунду мы были готовы отразить нападение неприятеля. Ведь совсем недалеко — в ФРГ — находились войска НАТО.
Осенью 1965 года Алексей впервые принял участие в учениях войск стран Варшавского договора.
— Это были грандиозные события, — с восторгом вспоминает он. — Армии восьми стран демонстрировали миру военную мощь и высокую боевую выучку. Тем более что проходили учения в год 20-летия Победы.
Позже наш земляк ещё не раз принимал участие в подобной «демонстрации
сил».
— Кстати, когда я в последний раз был на подобных учениях, мне вручили
что-то вроде памятного знака «Во имя мира на Земле». Вот он, — показал
корреспонденту «Житья» Алексей Маликов. — Его я получил из рук тогдашнего
руководителя ГДР Эриха Хонеккера. Считаю, что это самая ценная награда за всю
мою службу.
Весной 1966 года десантников стали готовить для переброски в южные края: делали прививки, работники КГБ проводили «инструктаж». Всё держалось в строжайшей тайне. В апреле самолёт доставил солдат в Гданьск, где в порту стояли суда. Соблюдая скрытность, на палубы ставили машины, трактора, а оружие с боеприпасами загружали в трюм. Туда же поместили и вояк.
— Однако НАТОвская разведка не дремала, — вспоминает военный. — Наш караван из 12 судов постоянно сопровождали американские корабли. Выходить на палубу мы могли лишь изредка и только по ночам. 38 суток провели в трюмах. Тело от жары и грязи было покрыто словно рыбьей чешуёй. Эти кошмарные дни я запомнил на всю жизнь.
Только прибыв в Суэц, Маликов с товарищами поняли, что их служба продолжится в Египте. В африканской стране он находился почти год. В основном приходилось учить египетских солдат пользоваться оружием и боевой техникой. Иногда летали к военным морякам, помогали разминировать Суэцкий канал. Эти «подарки» Египту оставили англичане во время своего господства. В один из таких полётов вертолёт, на котором летели наши солдаты, атаковал израильский истребитель. К счастью, после падения все выжили, отделались лишь травмами и ожогами. Однако у Маликова был серьёзно повреждён позвоночник.
— Из Египта меня переправили в Подольск в госпиталь, — продолжает наш собеседник. — Ожоги-то мне вылечили быстро. А вот позвоночник так и не смогли. Думал, что теперь на всю жизнь останусь калекой.
Помог случай. Узнав, что на Полтавщине живёт и врачует известный костоправ Николай Касьян, Алексей решил отправиться туда. К Касьяну была огромная очередь. Но ждать не пришлось. Увидев военного на костылях, целитель тут же его принял.
— Никакие рентгеновские снимки он смотреть не стал, — рассказывает Маликов. — Только пальцами прощупал мой позвоночник. И сказал, что вылечит. Когда же он надавил на позвоночник, я от боли потерял сознание. От него я уехал разочарованным, ведь ничего не изменилось. Но, выполнив все предписания врача, уже через три месяца свободно ходил.
Алексея Маликова признали годным к службе и снова отправили в ГДР. Своё второе ранение он получил в Чехословакии. В 1968 году западные спецслужбы готовили там мятеж. Чтобы его не допустить, в Прагу были срочно отправлены воины-интернационалисты.
— Меня почти сразу же ранили, — вспоминает Маликов. — Мы не могли применять оружие, а вот разъярённая толпа забрасывала нас булыжниками. Кто-то бросил гранату, которая разорвалась в нескольких шагах от меня. Несколько осколков застряли в моём теле. Спасибо товарищам, которые вынесли меня. В госпитале осколки вынули. Но оказалось, не все. Один из них на долгие годы так и остался в ноге. Я даже не знал о его существовании. Только совсем недавно осколок зашевелился, и мне его удалили. Теперь вот хожу с тросточкой.
У разбитого корыта
В конце 1973 года Алексей Маликов наконец-то вернулся на Родину. Причём служить ему пришлось в родном городе — в Липецком авиацентре.
Демобилизовался в 1990 году накануне распада СССР. Сейчас ветерана очень тревожит состояние Российской армии.
— На словах у нас всё прекрасно. А на деле такое впечатление, что государству армия не нужна, — возмущается Алексей Владимирович. — От неё, как и от великого государства, остались только рожки да ножки. А в советские времена наша страна была надёжно защищена. Теперь же мы как старуха у разбитого корыта. Остался только «ржавый» ракетно-ядерный щит. Только спасёт ли он, если враг нагрянет? Сможет ли защитить Россию необученный и безоружный солдат?
КСТАТИ
Исправленному верить
Николай Касьян в 1993 году занесён в Книгу рекордов Гиннесса. За один только 1990-й он вправил позвоночные диски 41 251 больному. Самыми известными его пациентами были космонавты Валентина Терешкова, Георгий Гречко, Владимир Ляхов; певцы Иосиф Кобзон, София Ротару, Валентина Толкунова.
Читать все комментарии