Асфальт тает вместе с бюджетными миллионами

Почему Липецк за несколько лет лишился нормальных дорог?

02.03.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Ещё пять лет назад дороги Липецка были одними из лучших в стране. Неслучайно наш город был признан лучшим по благоустройству в России. Но сейчас ездить по ним страшно: ощущение, что недавно прошла бомбёжка. А ведь ежегодно из казны на ремонт и содержание дорог выделяются немалые деньги. Однако чиновники от дорожной отрасли плачутся, что этого мало. Мол, асфальт нынче дорог, квалифицированных специалистов не хватает, и находят ещё кучу проблем.

Чтобы разобраться, в чём же причина, в городском Совете депутатов 21 февраля провели круглый стол, в котором приняли участие специалисты дорожной отрасли не только из Липецка, но и из Беларуси, Москвы, Воронежа и других регионов.

По словам заместителя председателя Горсовета Бориса БОНДАРЕВА, дорожная тема — одна из главнейших проблем в Липецке. И решить её с кондачка не получится, здесь необходим комплексный подход, начиная от планирования и заканчивая контролем за качеством.

В этом году на капитальный ремонт дорог в Липецке региональный Дорожный фонд выделил 124,4 миллиона рублей. Ещё 254 миллиона пойдут на текущий ремонт. Но этих денег не хватит, чтобы привести в более-менее приличный вид все улицы Липецка.

В минувшем году на эти же цели пошло почти 590 миллионов. Однако, сколько бы денег городу ни выделяли, качество дорог не улучшается. Ведь помимо финансов важную роль играет и применение новейших технологий. По словам профессора Воронежского архитектурно-строительного университета Юрия КАЛГИНА, на сегодня в России, и Липецк не исключение, более половины дорог в плачевном состоянии. Дело в том, что большинство из них были построены ещё при СССР и уже исчерпали свои ресурсы. Эти дороги приходится ремонтировать каждый год, но эффект нулевой из-за того, что они делались на основе известкового щебня, который от времени превратился в пыль.

По большому счёту, в Липецке надо заново переделывать 80% всех дорог. В области такая же ситуация — там 76% их не соответствуют нормативным требованиям. Как отметил руководитель муниципального «Ремонтно-строительного дорожного предприятия» Николай СКРЯБИН, покрытие всё равно будет разрушаться ускоренными темпами независимо от технологий укладки асфальта. Липецкие дороги сегодня нужно не ремонтировать, а капитально реконструировать. Но, по предварительным подсчётам, для этого только на Липецк необходимо ежегодно выделять от одного до трёх миллиардов рублей в течение не менее пяти лет.

— Сейчас в основном при строительстве дорог применяют обычный битум, — пояснил Юрий Калгин. — Тонна такого битума стоит 14 — 17 тысяч рублей, а если применять более дорогой модифицированный по 24 тысячи за тонну, то покрытие из него простоит намного дольше — от 5 до 15 лет. Но это дорого. Хотя лучше сделать меньше, но качественнее.

Как пример — дорога в Задонском районе от села Скорняково до Гагарино, которую построили с использованием модифицированного битума ещё в 1997 году, и держится она до сих пор. Кто же не даёт липецким дорожникам хорошо выполнять свою работу?

И тут, как выяснилось, препоны ставят сами чиновники. Как пояснил Николай Скрябин, чтобы применять более современные материалы, надо пройти кучу согласований. И при этом можно не получить разрешения, потому что техрегламенты старые, и новые стройматериалы в них не входят. А так как деньги на ремонт дорог выделяются из бюджета, то отступать от ГОСТов чиновники не позволят.

Более того, по закону все заказы должны выставляться на торги. Та фирма, которая предложит сделать работу за меньшие деньги, и вы­играет конкурс. А потом она исчезает, как и уложенный ею асфальт.

Кстати, в прошлом году подряды на ремонт дороги по улице Катукова выиграла одна из строительных организаций. Но когда независимая лаборатория проверила качество, то оно оказалось никуда не годным. Причём провести эту проверку в мэрии решились только после акций протеста липчан: на автомобилях появились яркие наклейки «Спасибо мэру за разбитые дороги». Деньги из казны дорожной организации после заключения экспертов полностью не вернули. Да и сама эта фирма исчезла. А дорога на Катукова осталась вся в колдобинах.

Аналогичная ситуация была и с фирмой, ремонтировавшей покрытие на Театральной площади. По заключению экспертов, асфальт там положили с нарушением всех технологий. Правда, удалось заставить строителей за их счёт всё переделать.

Как заявил мэр Липецка Михаил ГУЛЕВСКИЙ, в этом году администрация составит чёрный список организаций, которые не будут и близко подпускать к ремонту дорог.

Впрочем, кто мешал сделать это раньше? В ответ в мэрии разводят руками: мол, по закону участвовать в торгах имеют право все фирмы. Вот только расплачиваться за такой ремонт приходится липчанам, которые бьют свои машины на дорогах и ломают ноги.

В ТЕМУ

Где грядёт ремонт

В этом году в Липецке сделают кольцевую развязку для выезда из микрорайона Университетский на улицу Московскую. Полностью будет реконструировано асфальтовое полотно на улицах Папина и Баумана, подъезд с улицы Катукова к 7-й поликлинике, продолжится расширение транспортной магистрали на улице Стаханова.

Будут и заделывать ямы в асфальте. Для этого специально создано казённое ремонтно-строительное дорожное предприятие, которое станет финансироваться из территориального дорожного фонда напрямую, что по задумке позволит более эффективно использовать средства. И заделывать дыры в асфальте оно будет только литым горячим асфальтобетоном.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Сколько денег тратят на дороги области

С 2012 года в связи с изменением законодательства все работы по содержанию дорог финансируются за счёт территориального Дорожного фонда. Основными источниками его формирования являются доходы от уплаты акцизов на ГСМ, транспортного налога, а также субсидии из федерального бюджета.

В минувшем году Дорожный фонд региона составил 3 миллиарда 821 миллион 54 тысячи рублей. На 2013-й его объём — 3 миллиарда 660 миллионов. Но раз в квартал бюджет области может корректироваться, так как поступают новые налоги и средства из федерального центра. Часть денег добавляется в Дорожный фонд, поэтому к концу года сумма может увеличиться на несколько миллионов целковых.

Если деньги не успевают израсходовать до конца текущего года, то они переходят на следующий.

Липецк также решил создать в 2014 году, свой муниципальный Дорожный фонд, который будет финансировать ремонт и строительство дорог в областном центре.

Новости других СМИ