«У каждого времени свой крест»
Липчанам показали христианские символы разных веков
Накануне Великого поста в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства открылась выставка православных нательных и наперсных крестов XI — XIX веков. Впервые в нашем городе представлена коллекция, в которой около 300 экспонатов. Почти все они собраны преимущественно на территории Тамбовской области в течение десяти лет.
— Крест является одним из самых распространённых символов с древнейших времён, — говорит председатель Тамбовского общества любителей краеведения Михаил СЕМЁНОВ. — У многих народов он был символом и жизни, и смерти. Это восходит к культам, связанным с поклонением солнцу. У каждого времени свой крест. Все они разнообразны по форме и содержанию. На некоторых помимо традиционного распятия изображены орудия страстей Христовых или иконки других святых.
В коллекции тамбовских краеведов есть подвески и первые кресты этнической группы русского народа, которая называлась мещёры. Часть их жила на территории нынешней Тамбовской области.
— Это подвески X — XII веков, постепенно трансформировавшиеся в крест, —
рассказал краевед. — Вот, например, лунницы — металлические украшения в виде
полумесяца, обращённого рогами вниз. Подобные обереги были известны с конца
бронзового века (2 тысячи лет до н. э.). Их носили в основном женщины, так
как
считалось, что они отражали почитание Луны и были связаны с культом
плодородия. Отдельные лунницы похожи на небосвод, нависающий над землёй, которая
представлена в виде креста. Всё это может свидетельствовать о постепенном
проникновении христианства в мещёрские земли.
На Руси нательные кресты распространились с принятием христианства. Ими исцеляли, благословляли, крестили, напутствовали, с ними хоронили.
— Кстати, есть и некоторые загадки, — продолжает Михаил Семёнов. — Один из крестов XI века, представленный на выставке, в научной литературе относится к так называемому «кругу киевской металлопластики», то есть изготовлен где-то в Киеве.
Но найден-то он при раскопках в наших краях. Историкам есть о чём задуматься.
Или вот крест XIV века с шипом на задней стенке, так называемый крест-накладка.
Он предназначен явно не для ношения на теле. Может быть, для крепления на доспехи?
Некоторые экспонаты выставки по-своему уникальны. Например, редкий по технике исполнения бронзовый с позолотой крест XIV века с сюжетом «Христос на престоле» (Пантократор).
А у восьмиконечного креста «Распятие» особая история. Когда он попал в руки краеведов, то выглядел весьма невзрачно, потому что был покрыт толстым слоем тёмного лака. После очистки все были очень удивлены: крест превратился в сверкающий шедевр. Кто его лаком покрыл и для чего, неизвестно. Может быть, кто-то загрунтовал эту реликвию, чтобы её не реквизировали.
— Когда мы имеем дело с предметами личного благочестия, то видно, что христианство даёт человеку свободу выбора, — говорит Михаил Иванович. — Поэтому такое разнообразие крестов. Что интересно, мужчины и женщины носили разные крестики. В противовес мужским крестам с преобладанием прямых линий женские были более плоские, в форме листочка. На выставке есть женские кресты, обрамлённые виньетками в стиле барокко.
Большая часть крестов из коллекции были найдены во время археологических экспедиций, некоторые куплены, какие-то подарены.
Говорят, найти потерянный кем-то нательный крестик — плохая примета. Мол, тем самым мы берём на себя чужие скорби.
— Это суеверие, — утверждает Михаил Семёнов. — Господь каждому даёт свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно просто освятить.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
Крестики бывают самые разные
На протяжении истории креста не было канонов относительно его формы, иконографии и надписей.
По форме православные кресты бывают четырёх-, шести-, восьмиконечные.
Условно выделяют три группы нагрудных крестов. Первая — четырёхконечные кресты греческих пропорций без иконографических изображений. На Руси они были распространены в X — XIII веках. Вторая — кресты с иконографическими сюжетами. В таких главным было показать распятие как искупительную жертву Христа. Наибольшее распространение на Руси они получили в XIV — XVII веках. Третья — кресты без распятия, но с глубоким символическим содержанием. Они отличались внешней красотой и декоративностью, служившей прославлению победы Спасителя. Широко были распространены в XVII — XVIII веках.
По способу ношения кресты бывают нательные и носимые поверх одежды — наперсные. Самым распространённым с древних времён до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Нательный крест даётся при крещении.
Нагрудные кресты уже по другому основанию разделяют ещё на два вида: это простой (монолитный) крест и энколпион (или крест-мощевик), состоящий из двух створок с полостью внутри. Произошёл он от четырёхконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей.
Читать все комментарии