«В любой фразе должна быть историческая точность»

Чтобы добиться правды, липчанин Юрий Егоров готов дойти хоть до президента

23.03.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Юрий Егоров — «человек-магнит»: притягивает всякие исторические ошибки, которые частенько встречаются в сообщениях СМИ. Познакомились мы с нашим героем, когда он пришёл в редакцию «Житья» и указал на неточности в иллюстрациях и тексте об одном из прославленных лётчиков. Доводы Юрия Егорова оказались очень убедительными.

— Ещё в школе я увлёкся историей Великой Отечественной, — рассказал Юрий Егорович. — Мой отец воевал, потом долго служил. Всё детство я провёл в военных городках среди таких же, как он, героев войны. Возможно, это и стало причиной моего интереса к военной истории. Так сложилось, что профессию я выбрал себе другую, а история войны так и осталась моим хобби.

Сейчас Юрий Егоров на пенсии. Своему увлечению посвящает много времени. А ещё постоянно читает, причём не только книги, но и практически всю прессу. И стал замечать, что нынче она грешит всякими несуразицами.

— У меня какое-то особое видение, — делится Егоров. — Всякие опечатки и т. п. замечаю сразу. Меня это сильно огорчает. Даже в центральной прессе творится просто безобразие: в статьях много неточностей, ошибок, иногда даже целые абзацы выпадают. В СССР таких ляпов было мало. Наверное, тогда журналисты более ответственно относились к своей работе. Особенно меня возмущает, когда безграмотность и безответственность касается истории войны. Я готов рвать и метать. А чтобы добиться правды, могу дойти даже до Кремля и обратиться хоть к самому президенту.

Свою первую «битву за справедливость» Юрий Егорович начал в августе 2011 года.

— Солидная центральная газета написала статью о выселении в 1941 году немцев из Поволжья, — вспоминает Егоров. — Эта статья тоже вызывает много нареканий. Но меня сразу же привлекла фотография. Под ней вот такая подпись: «НКВД много раз водило под конвоем своих граждан». Где её откопали писаки, я не знаю. Но меня она очень удивила.

Например, у конвоира есть погоны, хотя их ввели только в 1943 году, а в то время у советских солдат и милиционеров были петлицы. На фуражке блестит кокарда, однако их у служак тогда тоже не было.

— Но больше всего меня удивили, конечно, конвоируемые, — продолжает наш собеседник. — Шляпы были тогда недёшевы, поэтому позволить себе их могли немногие. А тут почти у всех эти головные уборы. Да и сумки с пожитками повесить крест-накрест могли только практичные евреи. Вот и решил я покопаться в Интернете. И знаете, нашёл эту фотографию. А подпись под ней была такая: «25 апреля 1942 года. Депортация на восток 995 евреев из немецкого города Вюрцбурга».

После этого Юрий Егорович написал письмо главному редактору той газеты. Не получив ответа, он обратился в Фонд защиты гласности, который возглавляет сын Константина Симонова — Алексей. Там подтвердили, что в газете фальсификация. Только их вмешательство заставило издание «зашевелиться». Однако правды Егоров не добился.

— Я хотел, чтобы газета признала свою ошибку и дала опровержение, — говорит он. — Но там сделали по-другому: сверстали номер, используя другие фотки, и прислали мне экземпляр. Вот у меня в руках две газеты под одним и тем же номером.

Позже Егорову не раз приходилось сталкиваться с такими несуразицами. Он их даже начал коллекционировать.

— Видно, не парятся наши писаки, — возмущается Юрий Егорович. — Быстрее бы опубликовать свой опус, получить гонорар, а там хоть трава не расти. Вот ещё статья из одного журнала. На фото офицеры-власовцы, которые воевали за немцев, а подпись к ней гласит, что это бойцы Армии Крайовой, то есть поляки, вместе с нашими войсками освобождавшие Польшу. Кстати, бывают и совсем уж вопиющие факты. К примеру, в одном из журналов вышла статья, в которой автор утверждал, что Рузвельт — поджигатель войны, а Гитлер был миротворцем. Таких я бы увольнял.

Кстати, липецкий краевед Алексей Нарциссов, узнав о Юрии Егорове, обратился к нему с просьбой помочь в оформлении альбома из фотографий его дяди — известного военного фотожурналиста Ивана Нарциссова. Чтобы избежать неточностей в подписях.

— Вот эта книга, — показал Егоров. — Мне очень приятно, что к созданию фотоальбома причастен и я.

Совсем недавно липчанин на­ткнулся ещё на одну неточность. Подойдя к Памятнику танкистам, он прочитал, что «Монумент сооружён в честь формирования в Липецке весной 1942 года первого танкового корпуса. Командовал корпусом дважды Герой Советского Союза маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков».

— Но в 1942 году Катуков был генерал-майором танковых войск. Маршалом он стал лишь в 1959-м. И свои геройские звёздочки получил позже — в 1944 и 1945 годах. Я считаю, что в любой фразе должна быть историческая точность. Об этих ошибках написал в администрацию Липецка. Там мне ответили, что надпись действительно неправильная и при следующей реконструкции памятника эту ошибку устранят. Что ж, поживём-увидим.

В ТЕМУ

Ворона, а может быть, корова

Реальные и ставшие легендами опечатки случались и при царской власти. В одной одесской газете при описании коронации было напечатано: «Митрополит возложил на голову Его Императорского Величества ворону». В следующем выпуске газеты появилась заметка: «В предыдущем номере нашей газеты в отчёте о священном короновании Их Императорских Величеств вкралась одна чрезвычайно досадная опечатка. Напечатано: «Митрополит возложил на голову Его Императорского Величества ворону», а правильно читать: «корову».

Один из основоположников отечественной радиожурналистики Матвей Львович Фролов — самый известный коллекционер опечаток, газетных ляпов и казусов. В его собрании фото Брежнева с двумя шляпами в «Комсомолке», изображение в газете «Смена» американского «коммандос» во Вьетнаме с подписью «Так работают ребята с «Электросилы» и многие другие.

Новости других СМИ