88-летняя женщина 10 лет живёт в курятнике
Власти предлагают глухонемой Марии Суторминой временное жильё, но родственники настаивают на строительстве или покупке дома для неё
Жительница села Новоюрьево Тамбовской области 88-летняя Мария Сутормина — инвалид по слуху и зрению с детства — вынуждена жить в сарае вместе со своим курами.
Родительский дом, стоявший когда-то на этой земле, развалился больше десяти лет назад. Взять Марию Степановну к себе предлагала племянница Наталия, но переезжать к родственникам бабушка якобы не захотела. Всю жизнь она прожила без мужа и детей на своём клочке земли. Никогда не училась в школе. Была некоторое время дояркой, но в основном занималась своим огородом. Когда дом развалился, соседи помогли сколотить сарайчик, где старушка поселилась вместе с курами.
Жалкий курятник представляет серьёзную опасность для жизни старушки. Чтобы не умереть от холода, зимой она обкладывается со всех сторон бутылками с горячей водой, которую греет в ведре на керосинке. На ней же готовит еду. Тут же живут куры.
Показывая нам свою кровать, бабушка указывает на крышу и жестами даёт понять, что она сильно течет и скоро рухнет ей на голову. На Пасху с Марией Степановной едва не произошло несчастье. Она разожгла керосинку и пошла за водой, чтобы сварить суп. На улице увидела, что из «дома» валит дым. Оказалось, загорелись тряпки. Однако бабуля, которой уже под девяносто лет, не растерялась и сама потушила огонь.
Конечно, жизнь без света, отопления и туалета в курятнике — не вариант для человека вообще, а уж для инвалида тем более. Но все попытки родных Марии Суторминой забрать её, по словам соседей, заканчивались фиаско. Родная сестра, жившая в Москве, пробовала обманом оставить её жить у себя. Но однажды, вернувшись домой, она застала Марию Степановну на окне, готовую выпрыгнуть с 4-го этажа: настолько невыносимой была для женщины жизнь в чужом доме, в большом городе.
Соседи рассказали, что дочь её племянницы, которая живёт в облцентре, однажды увезла бабушку в город, сказав ей, что забирает всего на одну ночь. Когда же пенсионерка поняла, что её хотят оставить и на вторую, сбежала. Долго бродить по городу бабуле не дали полицейские, и до выяснения её личности пенсионерке пришлось побыть в больнице. На вопрос, где же она хочет жить, пенсионерка, показывает на свой участок, мол, домик бы и больше ничего не нужно.
Однако чиновники рассказы о чрезмерной самостоятельности Марии Степановны воспринимают скептически. По словам первого зам. главы администрации Староюрьевского района Виктора Короткова, о проблеме Суторминой они узнали лишь в 2011 году.
— Обратилась Ольга Стрельцова (дочь племянницы), написала заявление на постановку Суторминой в очередь на получение субсидии на жильё как ветерана войны — это 920 тысяч рублей. Но ветераном войны пенсионерка не является.
Предложили стать участниками программы развития села, но там выплаты меньше, родственница не захотела. Ей было предложено три варианта, и от всех она отказалась. Первый — две комнаты в бывшем доме престарелых. Есть отопление, свет, вода, санузел. Рядом живёт молодая семья. Неужели это хуже, чем в сарае?
Второй вариант — свободный дом через дорогу от её сарая с печным отоплением, свет есть. Но не подошёл. Предлагали квартиру для временного проживания в доме со всеми удобствами — тоже нет. Родственники настраивают её так, они требуют, чтобы им дали деньги на квартиру в Тамбове или дом под Тамбовом, не дальше Татаново, — рассказывает Коротков. — В прошлом году руководство района приняло решение — строить для пенсионерки-инвалида дом. Строится он недалеко от её нынешнего жилья, в нём будет газ, вода, свет, санузел. К концу лета будет готов.
Племянница Марии Степановны Ольга Стрельцова уверяет, что бабушку устроили бы только два варианта: первый — строительство дома на её участке.
— Участок оформлен на бабушку, у меня есть доверенность, и мы предоставили бы землю под строительство, но таких предложений не поступало. В прошлом году губернатор обещал выделить бабушке 500 тысяч рублей. Но денег мы не увидели. А мы присмотрели для бабушки дом в Татаново, она туда ездила, ей понравилось. Она теперь постоянно спрашивает: «Ты дом купила?», а на что я куплю?
В строящийся дом, по словам родных, Сутормина не пойдёт по той причине, что он ей принадлежать не будет. В собственность его можно будет оформить лишь через три года, а бабушка — человек пожилой. Вот только, похоже, оформленный в собственность дом «поближе к облцентру» нужен не только Марии Степановне.
В ТЕМУ
А как по закону?
Правила обеспечения инвалидов жилыми помещениями прописаны в постановлении правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901. В документе говорится, что при предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.). Обозначается и то, что жилые помещения могут заменяться равноценными в соответствии с индивидуальной программой, однако о том, что предоставляться новое жильё должно непременно на месте старого, речи не идёт.
Читать все комментарии