Дороги области засыпают опасным шлаком
Сельские грунтовки, которые засыпали отходами производства НЛМК, по заявлению экологов опасны для здоровья людей и почвы
В Липецке разгорается очередной экологический скандал. Причиной стал шлак, который НЛМК вывозит в сёла региона.
— Более 20 жалоб поступило в управление экологии в этом году от жителей Липецкого района, — рассказала зам. начальника управления Елена Бадулина. — Люди жаловались на запылённость воздуха после отсыпки дорог отходами металлургического производства ОАО НЛМК. Специалисты управления установили, что по заявкам глав сельских поселений на поставку шлакового щебня отгружались опасные для здоровья пыль и песок сталеплавильного шлака. Только в Липецкий район было отгружено 300 тысяч тонн.
Липецкие экологи собираются привлечь учёных Саратовского НИИ промэкологии к определению токсичности отходов, которыми отсыпали дороги.
Однако специалисты НЛМК считают, что шлак для здоровья не вреден.
— С экологической точки зрения сталеплавильный шлак не представляет опасности, — заявил зам. начальника управления промышленной экологии ОАО НЛМК Вячеслав Кандыбин. — Заключение о том, что данный материал может использоваться для строительства дорог, мы получали в ДорНИИ России.
Как пояснил вице-президент ОАО НЛМК по социальным вопросам Александр Соколов, в 2010 году начала работать совместная с обладминистрацией благотворительная программа «Дорога к дому». И тогда экологи не выступали против использования якобы опасного шлака в строительстве дорог. Да и для многих посёлков это единственная возможность не утонуть в грязи.
— Для нас шлак с НЛМК был хорошим подспорьем, — считает глава Сырского сельского совета Николай ГОЛОВНЁВ. — Хоть из грязи вылезли. Мы часть дорог в трёх сёлах отсыпали. Нам выделяют средства из Дорожного фонда области, но их не хватает.
В сёлах к таким дорогам относятся по разному. Кто-то радуется тому, что можно, не испачкавшись, дойти до остановки, а житель села Пады Василий Козлов подал иск в суд на сельскую администрацию за шлак с НЛМК.
— В сентябре 2012 года частные инвесторы с ведома администрации Ленинского сельсовета устроили на дороге насыпь из сталеплавильного шлака, — заявил Василий Козлов. — Дожди размывают насыпь, шлак попадает на мой земельный участок и портит почву. Эксперты-экологи лаборатории «Гидротехнические комплексы» дали заключение, что на моём участке содержание аммонийного азота превышено в 167 раз, нитрат-иона — в 1,4 раза, азота нитритного в 1,6 раза. Через овощи с огорода и питьевую воду эти элементы попадают в организм и вызывают заболевания ЖКТ.
Дорожники не отрицают, что шлак — самый дешёвый материал при строительстве трасс. Обычно он используется как подушка под асфальт. Правда, надо чётко соблюдать технологию. Начальник управления дорог и транспорта области Валерий ЕЛФИМОВ пояснил, что при строительстве дорог в регионе применяется только доменный шлак. А вот сталеплавильный, который как раз и отгружал НЛМК, для этих целей не годится: из-за большого количества металла в шлаке асфальт плохо держится на нём.
Если всё делать по технологии, то те дороги, которые сейчас отсыпаны сталеплавильным шлаком с НЛМК, надо срезать и строить заново. К счастью для дорожников и к сожалению для огородников, тот шлак, которым отсыпали дороги в сёлах, через два года просто смоется.
КСТАТИ
Денег на дороги не хватает
60% дорог области нужно ремонтировать. 528 населённых пунктов не имеют выхода на дороги с твёрдым покрытием. На одну трёхкилометровую дорогу от трассы до села нужно примерно 16 миллионов рублей. Для того чтобы привести все дороги региона в порядок, надо в течение 5 — 7 лет ежегодно выделять по 15 миллиардов, а Дорожный фонд области на этот год составляет всего 3,5 миллиарда.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«На шлаке можно делать неплохие деньги»
Рассказывает кандидат технических наук, сотрудник Пермского национального исследовательского политехнического университета Анна ИГНАТОВА:
— В Европе технологии позволяют использовать металлургические шлаки для изготовления строительных материалов. Соответственно, есть большой рынок такого сырья. В результате уровень переработки шлаков в Европе составляет в среднем около 87%, тогда как в России переработке подвергаются в основном доменные шлаки, уровень переработки прочих не превышает и 50%.
Читать все комментарии