«Наша жизнь вылетает в трубу»
Семья Каратаевых 10 лет пытается добиться переселения из санитарно-защитной зоны под трубами НЛМК
В конце 80-х Василий Каратаев вместе с женой и детьми переехал из Якутии в Липецк. От строительной организации «ЖКХ ассоциация «Липецкстрой», в которой он работал, получил двухкомнатную квартиру в доме № 14 по улице Никитина и устное разрешение на проживание. Вот только документы на право собственности оформлены не были и ордера на переселение семье Каратаевых не выдали. Тогда об этом не задумывались, а в 1991 — 1992 годах организация прекратила своё существование и оформить документы стало просто невозможно.
В 1992 году район, в котором живут Каратаевы, признали санитарно-защитной зоной, ведь он находится буквально под трубами Новолипецкого комбината. Обитатели дома № 14 просыпаются под звуки пилорамы и разгружающих шлак грузовиков, по другую сторону находится мебельная фирма, из которой постоянно доносятся звуки пилы и запах ацетона. Дом, в котором живут Каратаевы, в прямом смысле покрылся грибами. В подъезде настолько сыро и ветхо, что кругом плесень. На стенах в квартире трещины. В помещении тесно и очень душно. Окна не открывают: приходится выбирать — задыхаться либо от недостатка воздуха в квартире, либо от запаха пыли и шлака.
— Моя жена — инвалид, перенесла несколько операций и практически не встаёт с постели, — рассказывает Василий Каратаев. — Я и сам уже не в том возрасте — всё-таки 74 года. Хочется, чтобы дети и внуки жили в хорошей квартире. А наша жизнь вылетает в трубу.
Когда зону, в которой находится этот дом, признали санитарно-защитной, то все соседи Василия Алексеевича получили другое жильё и переехали. А мужчина со своей семьёй так и остался здесь. В 1994 году он пытался доказать суду, что тоже имеет право на жильё в хороших условиях. Но суд отказал в иске, так как у Каратаева нет документов, подтверждающих законность проживания по этому адресу.
Обойдя много различных инстанций, написав кучу жалоб и просьб, липчанин всё равно не терял надежды. И в этот раз на его просьбу о помощи откликнулся спикер муниципального парламента Игорь ТИНЬКОВ.
13 мая состоялось выездное заседание комиссии Горсовета. Депутаты смогли лично убедиться в том, в каких нечеловеческих условиях живёт семья из 11 человек, в которой трое — инвалиды.
Увы, старенькая квартирка под трубами НЛМК не впечатлила представителей власти настолько, чтобы те предложили Каратаевым что-то кроме слов сочувствия. В очередной раз чиновники сошлись на том, что юридических оснований для переселения семьи нет. Дать липчанину квартиру в более благополучной зоне — значит нарушить законодательство. Зато, похоже, закон ничего не имеет против того, чтобы оставить 11 человек там, где их медленно, но верно травят.
— Я не согласен со своими коллегами, которые по факту предложили человеку в сложнейшей жизненной ситуации ждать ещё неопределённый срок. Человек не должен, не имеет права проживать в санитарной зоне промышленного предприятия. Почему те, кто реально обязан расселять людей из санзоны, ничего не хотят сделать, я не понимаю, — заявил Игорь Тиньков, пытаясь, что называется, перевести стрелки на НЛМК.
Однако главный специалист дирекции по персоналу и общим вопросам ОАО НЛМК Галина ПРОВОТОРОВА, считает, что, во-первых, Каратаевы живут в своём доме незаконно, а кроме того, сейчас началась работа по установке новых границ санитарно-защитной зоны комбината, которая завершится в 2016 году. Вполне возможно, что скоро их дом уже будет за пределами опасной для жизни территории. Тем более что перекладывать решение проблемы Каратаевых только на комбинат, неправильно. В итоге Галина Провоторова предложила выход — по её мнению, Каратаевым нужно начать просить деньги на жильё у липчан.
В итоге депутаты смогли предложить Каратаевым лишь ещё раз прогуляться по тем кругам бюрократического ада, по которым уже много лет ходят эти несчастные люди, то есть писать прошения и жалобы в администрацию города и прокуратуру. Но Василий Каратаев был рад и этому, как-никак власти города наконец-то заметили его.
— Будем надеяться, — вздыхает мужчина. Что же ещё ему остаётся?
— В таких ситуациях обычно предоставляют жилое помещение по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. В случае если органы исполнительной власти бездействуют, то следует обратиться в суд, — говорит юрист Дарья ГОРДЕЕВА.
В ТЕМУ
Жизнь в нежилых помещениях
Каратаевы не единственная семья в Липецке, лишённая нормальных условий проживания. В центре города, на улице Скороходова в доме № 1, люди вообще никогда не знали, что такое элементарные удобства для проживания. Дома на этой улице были построены ещё в тридцатые годы. В них не было предусмотрено ни канализации, ни отопления, ни водоснабжения. Несколько лет назад там провели только отопление. А вот в остальном жильцам приходится туго — туалетом служит ведёрко, а купаются на крыльце, поливаясь ковшиком.
Все дома по этой улице уже давно снесли. Вместо них возвышаются элитные многоэтажки. А про дом № 1 власти, видимо, забыли. Сейчас здесь проживает несколько семей. Одна из жильцов, Валентина Мотовилова, не теряет надежды. Она ещё в 2010 году ходила в жилищную инспекцию, в администрацию, писала просьбы и жалобы. Но всё было безуспешно. Дом так и не поставили в программу переселения.
В ЖЭУ, к которому относится дом, ничем помочь людям не хотят, более того, искажают информацию о его состоянии в документах. К примеру, в одной из справок об условиях проживания жильцы с удивлением обнаружили, что у них есть и канализация, и санузлы, а в доме больше 70 квартир.
— В законе разъясняется, какое помещение предусмотрено для проживания. Это помещение, которое отапливается, освещается, в котором есть вода, канализация и туалет, — рассказал адвокат Игорь Суриков. — Жильцы с улицы Скороходова не имеют удобств, предусмотренных законом. Получается, они живут в нежилых помещениях. Им необходимо написать заявления в прокуратуру, чтобы их квартиры были признаны неприспособленными для проживания. Тогда они могут надеяться на переселение.
Читать все комментарии