«На Украину больше не вернусь»

Житель Донецка, переезжая в Липецк, оставил дома родителей, квартиру и машину

07.06.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Cобытия, происходящие сейчас на Украине, прежде всего бьют по простым людям, которые живут в страхе. Многие решают бросить всё и уезжают в Россию.

Один из таких людей — 34-летний Александр Румянцев, который вместе с 27-летней женой и трёхлетним сыном покинули Донецк для того, чтобы начать новую спокойную жизнь в Липецке. 

— Мы с женой Ириной ещё в середине прошлого лета задумались о переезде. Уже тогда были предпосылки к чему-то нехорошему. Я наткнулся на одного блогера Льва Вершинина. Там был такой диалог: «Лев, скажите, что сейчас делать русским людям на Украине? Тем, которые не приемлют бандеровских идеалов?». Ответил он что-то вроде того: «Уезжать, если есть возможность». После этого мы в кругу семьи обсудили всё, взвесили «за» и «против» и отвезли документы в русское консульство, находящееся в Харькове.

В Липецке у Александра нет ни друзей, ни родных. Он выбрал наш город из-за относительной близости к Украине.

— Приехал в Липецк 21 апреля этого года. Сначала добирался на поезде до Москвы. По пути в Харькове меня чуть не высадили — придрались к прописке. Но потом отпустили, и я благополучно 17 апреля пересёк границу, — рассказывает Александр Румянцев.

Стоит отметить, что Александр участвует в программе переселения соотечественников. Это тоже сыграло немаловажную роль в принятии решения о переезде, так как Липецк входит в список городов, где переселенцам оказывается содействие. По словам мужчины, числясь в программе, намного проще устроиться в городе.

— Несмотря на то что у этой программы есть преимущества, конечно, без бюрократических проволочек не обошлось. Зато, приехав сюда, я сразу получил разрешение на работу, устроился сервисным инженером. Жильё предложили в центре временного проживания. Я отказался. Ведь это чистой воды общага, а у меня жена, маленький ребёнок. Нашёл съёмную квартиру. 

На днях в Липецк приехали жена и сын Александра. Родители, правда, остались в Донецке — несмотря ни на что, не хотят переезжать. Мол, немолодые уже куда-то ехать. Помимо родных и друзей у семьи Румянцевых в Донецке остались квартира, машина. Но они совершенно не переживают по этому поводу. После того, что они видели в Донецке, потеря автомобиля — не то, из-за чего стоит переживать.

— Теперь обустраиваемся. Подали документы на разрешение на временное пребывание и на гражданство, — говорит Александр. 

На вопрос, что творится сейчас в самопровозглашённой Донецкой народной республике, мужчина вздыхает.

— Всё то, что показывают или пишут в российских СМИ, — чистая правда. Без грамма преувеличения. До 11 мая мы жили в страхе перед гражданской войной. У нас прошли две продовольственные волны, два кризиса. Первый был зимой, перед 19 февраля. Тогда из магазинов население смело все крупы, соль, сахар, спички. Вторая волна пришла сейчас. Но после референдума в людях появилась надежда на новую жизнь. На свободную жизнь. 23 года население Донбасса было унтерменшами («недочеловеками» — прим. ред.). Русский язык был вне закона. Была навязана чуждая нам история, идеология. 

Возвращаться Александр не планирует.

— Даже если всё закончится, на Украину не вернусь, — признался мужчина. — Хватит с меня. Если и поеду, только, чтобы родителей навестить.

Семья Румянцевых не единственная, кто этой весной проследовал по маршруту Украина — Россия. В регионах, которые граничат с Украиной, миграция идёт полным ходом, особенно много беженцев в Белгороде. 

Слаутины покидали Славянск в спешке, захватив лишь документы, одежду и деньги. 

—Уехали в Россию, потому что у нас в было опасно жить. Сын плакал по ночам, боялся. Да и будущего на родине я не вижу — нет работы, а если и можно куда-то устроиться, то за копейки. А маме моей за последний месяц даже пенсию не заплатили, — рассказывает Юлия Слаутина. — В Славянске мы бросили дом. На автовокзале купили уже последние билеты до Харькова, а там пересели на автобус до Белгорода. 

Семья Прокопенко — Светлана, Роман и маленький Никита, тоже оставили в Славянске жильё, а также свой бизнес — занимались грузоперевозками.

— В Славянске многие в подвалах прятались от бомбёжки, а у нас даже подвала не было, — рассказывает Светлана. — Бегут женщины с детьми, беременных тоже много. 

В Липецке число переселенцев с Украины также возросло, но массового характера миграция пока не носит. В 2013 году в нашу область на постоянное место жительства приехало 79 274 человека, 11,1% из них составили жители Украины. А в 2014 году — 23 453 человека, из них около 15% — украинцы. Российское гражданство у нас оформили в 2013 году 297 жителей Украины, в 2014-м — 73.

— Липецк — это же не пограничный город. В основном люди приезжают сюда по работе или к родственникам, — рассказывает зам. начальника УФМС по Липецкой области Ирина СУЗДАЛЬЦЕВА. 

В отличие от Румянцевых для многих беженцев вопрос о возвращении домой пока открыт.

В тему

Что нужно знать о государственной программе переселения

Участвовать в этой программе могут эмигранты из России или СССР, лица, которые проживают в бывших странах СССР или имеют его гражданство, а также потомки вышеперечисленных. В программе по переселению принимают участие 42 субъекта Федерации.

Претендующий на участие в программе должен быть не моложе 18 лет, трудоспособным и владеть русским языком. Он заполняет анкету, подаёт необходимые документы в уполномоченные органы. На Украине такими органами являются консульский отдел посольства России на Украине и генеральные консульства России в городах Харькове, Одессе и Львове. Дальше нужно ждать. По закону — около 2 месяцев, а по факту — до 2 лет. Потом выдаётся свидетельство сроком на 3 года. С ним в течение 3 лет можно выехать в свой регион. Приехав на место, нужно обратиться в ФМС для регистрации. Становитесь на миграционный учёт. Выдаётся талон для подачи заявления на разрешение на временное проживание (РВП). После получения РВП можно подать либо заявление на гражданство, либо заявление на вид на жительство.

Человек, приехавший по программе переселения, имеет право на различные компенсации из федерального бюджета, а также на предоставление иных государственных гарантий, социальной поддержки, трудоустройство, обеспечение его и членов его семьи жильём.

Обычно отказывают в переселении в том случае, когда заявитель не обладает профессией, востребованной в регионе, а также если были предоставлены неверные данные о себе или имеются непогашенные судимости.

Новости других СМИ