Липчанин рассказал об участии в секретном атомном проекте СССР
Ядерное оружие испытывали на собаках и продуктах
Липчанин Василий Лелецкий в 1960-х годах принимал участие в подготовке ядерного оружия. Долгое время он не мог ни с кем поделиться этой информацией. Гриф «секретно» был снят только с развалом Советского Союза. Теперь Василий Дмитриевич может в подробностях рассказать — как испытывали радиоактивное излучение на животных, как приходилось скрывать свое местонахождение от родственников. Неделю назад Василию Лелецкому исполнилось 80 лет. Это круглая дата совпала в другим юбилеем — 65 лет со времен испытаний первой атомной бомбы в СССР.
«На учебу — в несуществующий город»
Как все послевоенное поколение, Василий Лелецкий стремился в армию, поэтому выбор, кем стать, был недолгим. Он окончил Киевское авиационное училище по специальности «Инженер по спецоборудованию летательных аппаратов» и был определен в ядерную часть в село Бараново-Оренбургское. Там выпускников долго проверяли, отправляли запросы по месту жительства. Отец тогда позвонил Василию и спросил: «Сын, что ты натворил? У нас всех соседей о тебе расспросили». Узнать пытались все — нет ли судимых родственников, кто и где был за границей. Наконец проверки закончились, и молодых военных решили направить на обучение.
— Пришла в часть шифровка с особым грифом секретности: «Убыть на переучивание на станцию Чаган», — рассказывает Василий Лелецкий. — Мы пришли проездные выписывать на вокзал, а нам их не выдают, говорят, мол, нет такой станции, в справочниках нигде не числится. Есть только Чагар. Начальник шифровку в ответ отправил с вопросом «Где же этот таинственный Чаган?». Пришел ответ: «Берите билет до Жанна Семей, а там спросите у коменданта». Мы так и сделали. Привезли нас в Семипалатинский центр. Там все было очень строго: чтобы из одного корпуса в другой попасть, нужно было пропуск оформлять. Как оказалось, добраться до Чагана по железной дорогое нельзя. Туда либо автобусом, либо по воде на «Ракете» — это такой кораблик на подводных крыльях. Нас определили в гостиницу.
Город оказался секретным. Въезд для посторонних в него был закрыт, на картах его тоже не найти. Здесь проводились испытания ядерного оружия. Повсюду колючая проволока, кругом сигнализация. Сам город располагался в пустыне в Казахстане, он был как зеленый оазис среди песков. В Чагане жили военные с семьями, население составляло около 30 тысяч человек.
По словам Василия Лелецкого, в городе жило много собак. Их использовали для экспериментов с ядерным оружием. Собак отвозили на полигон, выводили на определенное расстояние и замеряли, какую дозу животное получит. Был один пес, которого 2 раза возили на эксперименты и два раза этот хитрец зарывался в землю. Испытание не удавалось. После второго раза решили его не мучить, и он просто жил в городе. Строили на полигоне и настоящие кирпичные здания, чтобы испытать на них ядерный удар.
— Некоторые пишут, что были испытания на людях. Это неправда, людей на верную смерть никто не отправлял, — уверяет пенсионер.
Испытывали ядерные заряды на еде. Ставили тушенку, сахар, кофе, чай на открытой и закрытой местности. После взрыва их собирали и отправляли в лабораторию.
— Был казус с этими продуктами. Старший лейтенант припрятал банку этой тушенки и съел. После полигона всех военных отправляли на санобработку, а потом контролировали, чтобы они дозу радиации не получили. Замерили и его, прибор зазвенел. Помыли старшего лейтенанта еще раз, чуть шкуру не содрали, тут он и признался, что тушенку съел. Наверно, тут же пожалел об этом — ему сделали промывание желудка и клизму, — рассказывает пенсионер.
Полный текст читайте в газете «Житье в Липецке» от 21 октября.
Читать все комментарии