«Проповеди мне не хватало»
Протоиерей Анатолий Зайшлый пишет вполне мирские песни, на свои деньги выпустил музыкальный диск, разошедшийся по Центральной России и Сибири
Каждое дыхание да славит Господа, а песня — самое доходчивое средство», — уверен священник Анатолий Зайшлый. В прошлом году свет увидел записанный им альбом с 17 песнями. Тысяча экземпляров разошлась не только по Центральной России — недавно из Сибири батюшке пришло сообщение: «Ваша песня спасла от ДТП».
«Дайте нам поющего батюшку!»
В прошлом охотник и защитник природы, вегетарианец, трубач, сейчас священник и исполнитель собственных песен протоиерей Анатолий любит повторять: «Жизнь очень интересная, только жаль, что короткая». У 63-летнего священника она делится на три части. Первый 21 год он провёл на Украине. Затем служил в церквях суровой Сибири ещё 21 год. И вот уже 21 год Зайшлый живёт в Курске, служит в храмах у Южного кладбища и в селе Букреевка Курского района.
— Я хотел быть кабинетным богословом, а жизнь заставила и строить, и ездить, я даже депутатом Горсовета был, — смеётся священник. — Ближе к Рождеству ездил в Москву — пригласили в храме творческий вечер провести. Послушали прихожане мои песни и потребовали у настоятеля «поющего батюшку».
В его большом доме пахнет парным козьим молоком, полки заставлены книгами, а у одной из стен красуется старинная фисгармония с опалёнными клавишами — как-то на Пасху ещё во времена сибирской жизни дом священника подожгли... Отец Анатолий к таким поворотам судьбы всегда был готов — не зря он с юношества хотел спасать человечество.
— Сначала хотел быть охотоведом, но, когда ходил на охоту, видел, что живности меньше, чем желающих подстрелить её! И стал экологом-общественником. Но когда ходил по предприятиям, все кричали: «Какая тут природа, нам план выполнять надо!» И я понял, что нужно спасать людей. Если мы их не спасём — погибнет и природа, — вспоминает отец Анатолий.
В священство через музыку
Поиски себя молодой Зайшлый начал с увлечения идеями Льва Толстого, который отказался в своё время от употребления мяса. «И я мяса два года не ел, пока плохо не стало», — признаётся отец Анатолий. Вскоре юноша поступает в одесскую семинарию, но на дворе начало 70-х, священство не в почёте, и учиться ему просто не дают. По совету друзей молодой человек уезжает в Сибирь, где становится руководителем небольшого эстрадного ансамбля и через несколько лет принимает сан. К музыке его вернула перестройка.
— Изменения были серьёзные, — рассказывает он. — Священник говорит проповедь, но слушающие люди иногда знают намного больше его. Сам амвон (место в храме для чтения Священного Писания. — Прим. ред.) имеет определённые границы и традиции, и я не мог сказать всё то, что накипало в душе. Мне не хватало проповеди, чтобы излить себя, выразить свои чувства и мысли — и я стал писать песни.
В молодости отец Анатолий играл музыку советской эстрады. Вот и его песни получались лёгкие и мелодичные, с православной моралью. Например, «Телевизор» — о том, что углы с иконами заменили телевизорами, которые люди смотрят, забывая о родных. Первые песни шли преимущественно в стол, но близкие настояли — такое надо нести в массы.
— В основном скорбные темы у меня затрагиваются, — говорит отец Анатолий. — Радость в Боге, а сама жизнь печальна... Я написал песню об абортах, на которую сняли клип. Кто смотрел из мужиков — плакал... Песня «Ой, мама» о девочке, при живых родителях оказавшейся в детском доме.
«Обама злой и чёрный»
Песни протоиерея записывались для эфиров радио — и телекомпаний, с ними выступали исполнители на конкурсах. Полноценный альбом Зайшлый издал на свои кровные: за тысячу экземпляров отдал 100 тысяч рублей.
Естественно, альбом не окупился. Отец Анатолий только отмахивается — это дело амбиций, а не меркантильности. Как не подарить экземпляр-другой друзьям? А их у священника много. Вот и пошли диски из рук в руки по Черноземью, Московской области, Сибири. На руках у автора осталось два, а интерес к его творчеству растёт и растёт.
На диске не все песни авторства священника — где-то им придумана мелодия, где-то переосмыслено исполнение.
— Было бы времени побольше, — вздыхает он. — Вот песня «Курская дуга»: подарили мне книгу «Пограничники на Огненной дуге», в ночью я её закончил читать, взял гитару и написал. А про «Обаму злого и чёрного» я за рулём пел. Ведь это, как пар из чайника, вылетает!
«Обама злой и чёрный» — это строчки последней песни батюшки, посвящённой Украине. «Чёрен он делами своими», — объясняет священник. Песня написана на родном для Зайшлого украинском языке. Чтобы включить в альбом эту песню, священник вновь копит деньги — скоро будет выпущено переиздание «Песен», ещё 500 экземпляров. В помощь отцу Анатолию — его большая семья. Шутка ли, пять детей, 10 внуков, все с музыкальными талантами, все при церкви.
Есть мнение
Нельзя запираться в православном гетто
— У каждого есть талант, — говорит руководитель отдела религиозного образования Курской епархии, настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев протоиерей Олег ЧЕБАНОВ. — Но если его не приумножать, не отдавать его людям — а отдавая людям, мы отдаём Богу — пользы от таланта не будет. Неважно, кем является человек: священником, врачом, педагогом. Если он пишет стихи, песни, рисует картины, возбуждая чувство прекрасного, ведя человека к этому чувству, то в этом нет греха. Ну не запираться же нам в православном гетто, чтобы только молиться и читать книги на церковно-славянском языке. Есть талант — замечательно. Главное, чтобы через него человек нёс любовь к Богу.
Пой, ВАСЯ
Телевизор
В XVI веке прозорливый старец
Сказал, что в домашнем углу
На месте иконы поселится ящик,
И люди послужат ему.
Припев.
Это снова в нашем доме
Телевизор заработал,
Чтобы сеять блуд, пороки и обман.
Каждый день телевещает
На планете всем народам,
Чтобы каждый к бесам в сети попадал.
Приходишь ты в гости и видишь, что в доме
Все в угол с вниманьем глядят.
Работу бросают, поля зарастают —
Бегут к сериалу опять.
Читать все комментарии