Я не я, маршрутка не моя
Липчанин после ДТП с маршруткой судится с перевозчиком, который утверждает, что водитель ПАЗа без полиса ОСАГО «ехал по своим личным делам»
Работа маршруток, которые перевозят липчан по городу, продолжает вызывать массу нареканий со стороны пассажиров. Водители курят, говорят по телефону, грызут семечки или садятся за руль с похмелья. Что уж говорить о погоне за прибылью. В стремлении заработать лишние 15 рублей маршрутчики сначала подолгу стоят на остановке, вызывая негодование опаздывающих пассажиров, а потом резко срываются с места и несутся к следующей остановке, стремясь опередить всех. Результат — регулярные аварии с участием автобусов.
Как оказалось, в ДТП с пассажирским транспортом не так просто возместить ущерб, да и вообще — доказать, что маршрутчик был не прав. Липчанин Владимир Басов прочувствовал это на собственном примере. Уже пять месяцев он пытается добиться компенсации ущерба от перевозчика, автобус которого протаранил его машину.
— 17 апреля на проспекте Победы я на своём «Рено Сандеро» столкнулся с «ПАЗиком» маршрута № 308к, — рассказывает Владимир Басов. — Это была вина водителя маршрутки — он вырулил на скорости и врезался в меня, не посмотрев в зеркало заднего вида. После столкновения приехали сотрудники ГИБДД и руководство ООО «Автолайн-Плюс» для разбирательства. С того момента началась беготня по инстанциям.
На месте ДТП обнаружилось, что у водителя маршрутки № 308к отсутствует полис ОСАГО. Поэтому сразу встал вопрос — кто же будет платить. Как говорит Владимир Басов, ущерб с расходами на оценщика и юриста составил около 60 тысяч рублей. Между тем, по словам представителя «Автолайн-Плюса», водитель был нанят компанией по трудовому договору, поэтому отвечать он будет самостоятельно.
— Водитель является собственником транспорта, — говорит замдиректора «Автолайн-Плюс» Григорий КРУПИЦКИЙ. — Мы арендуем у него ПАЗ. Поэтому ответственность за отсутствие полиса лежит на нём.
— Такая позиция руководства не обоснована, — считает юрист Максим СТРАХОВ. — Водитель работает в транспортной фирме официально, по договору, возмещать ущерб пострадавшему должна фирма. Работники могут нести ответственность по всем нормам трудового законодательства перед предприятием, которое их нанимает. О возмещении ущерба стоит договориться полюбовно, потому что, если пострадавший водитель обратится в суд, приложив чеки из автосервиса, он выиграет, и ответчику придётся оплатить ещё и судебные издержки.
Между тем сейчас руководство «Автолайн-Плюса» утверждает, что водитель в момент ДТП ехал по своим делам и в компании уже не работал.
— Утром диспетчером было выявлено, что ОСАГО у водителя просроченный, и он был уволен, — поясняет Григорий Крупицкий. — Когда случилось ДТП, он уже не был нашим сотрудником. Технические проверки у нас проводятся ежедневно перед выездом водителей.
Однако Владимир Басов уверен: таким образом перевозчик пытается уйти от ответственности.
— Они предъявили приказ, в котором значилось, что 17 апреля утром водитель уволился с работы, — говорит Владимир Басов. — У меня также имеется заявление, что того же числа водитель якобы взял на весь день автобус в личное пользование. Однако у водителя в салоне в момент ДТП имелась маршрутная карта и другие документы «Автолайн-Плюса». Кроме того, согласно расписанию маршрутка проезжает остановку «Улица Будённого» именно в то время, когда произошло ДТП. И на место аварии для разбирательства приехало руководство компании. Зачем им приезжать, если водитель не имел к ним отношения? Эта версия появилась только после того, как я подал на фирму в суд.
Кстати, юристы утверждают, что подобный финт у перевозчика не пройдёт. По закону, если маршрутка была на остановке, водитель осуществлял посадку пассажиров и у него на руках имелась маршрутная карта, это уже является доказательством его присутствия на маршруте, кто бы там и кого задним числом ни увольнял. Сейчас Владимир Басов ждёт решения суда. Юристы уверены: оно будет в пользу мужчины.
СПРАВКа «Житья»
Что делать, если вы получили травму в транспорте
В Липецке еженедельно происходят случаи, когда резкое торможение или ДТП приводят к падениям, ушибам, ссадинам, а также более серьёзным травмам среди пассажиров маршруток. В первом полугодии этого года на территории области зарегистрировано почти 60 аварий с участием пассажирского транспорта. В них один человек погиб и 69 получили телесные повреждения.
— Согласно вступившему с января 2013 года в силу закону № 67-ФЗ перевозчики обязаны застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров. Координаты страховщика должны быть указаны в салоне автобуса, их также должны предоставить в компании перевозчика, — говорит юрист Максим Страхов. — Если по каким-то причинам страховки нет, то по закону все компенсации перевозчик выплачивает самостоятельно. Её размер может составлять от 2 тысяч (за царапины, ссадины и ушибы) до 2 миллионов рублей (в случае гибели пассажира). Скажем, перелом ноги или руки оценивается примерно в 500 тысяч рублей, сотрясение мозга — в 100 тысяч. Компенсация положена также, если при перевозке были повреждены ручная кладь или багаж пассажира. В этом случае выплаты могут достигать 23 тысяч рублей.
Что делать, чтобы получить страховку за травму, полученную в маршрутке:
* запишите фамилию водителя, номер транспортного средства, координаты страховой компании, которые должны находиться в салоне;
* запишите данные свидетелей (ФИО, телефон);
* возьмите у водителя акт о нанесении ущерба жизни и здоровью пассажира (если у него нет данной формы документа, обратитесь к организации-перевозчику);
* пройдите судебно-медицинскую экспертизу (туда вас могут направить сотрудники ГИБДД или страховой компании), чтобы установить степень тяжести травм;
* с заявлением о выплате страховки, актом о причинении вреда жизни и здоровью пассажира, паспортом, заключением судебно-медицинской экспертизы и справкой из медучреждения нужно обратиться в страховую компанию;
* если организация-перевозчик не заключила договора обязательного страхования ответственности, обратитесь в суд.
По закону страховая компания обязана рассмотреть заявление пассажира в течение 30 дней, а затем выплатить деньги.
КСТАТИ
За 5 дней гаишники выявили 250 нарушений ПДД водителями автобусов
В конце июля инспекторы ДПС проверили работу водителей пассажирского транспорта в Липецке. В течение 5 дней были досмотрены более 600 автобусов. Выявлено 250 нарушений правил дорожного движения, в том числе 58 случаев управления неисправной техникой, 25 — неиспользования ремней безопасности, 11 фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам и другому транспорту, 30 случаев нарушения скоростного режима.
Полицейские также проверили по базе данных водителей на наличие фактов несвоевременной оплаты штрафов, выявили 3 подобных нарушения. По решению суда водителям придётся оплатить их уже в двойном размере либо отбыть административный арест до 15 суток.
Читать все комментарии