«Моего деда от смерти спасла лягушка»
В 70-летний юбилей Великой Победы «Житьё» публикует рассказы читателей о родственниках, прошедших войну
Вклад в общую Победу внесли миллионы людей, мы хотим рассказать хотя бы о некоторых из них. Ждем ваших историй по адресу: 398001, Липецк, улица Советская, 64, офис 301 — либо по электронной почте: redlps@region.kpv.ru. Присылайте рассказ, свое фото и снимок участника войны. Также вы можете позвонить в редакцию по телефону 22-29-93 и рассказать свою историю нашему журналисту.
"Мой дед Никифор Иванович Скопинцев родился в селе Коровино Липецкого района 4 февраля 1917 года. В РККА был призван Липецким РВК 29 июня 1941 года. Он был командиром стрелкового отделения 57-го стрелкового полка, 294-й стр. дивизии 54-й армии Волховского фронта.
Мой дедушка мало рассказывал о войне — не любил о ней вспоминать. Моя тетя (старшая дочь дедушки) помнит рассказ своего отца о том, как его от смерти спасла лягушка. Скорее всего, этот случай относится к первому ранению. При наступлении на станцию Сенявино Ленинградской области 27 июня 1942 года позиции наших солдат противник подверг массированному обстрелу. Под шквалистым вражеским огнем солдаты не могли даже головы поднять. Кругом рвались снаряды. И вдруг на лоб дедушке прыгнула лягушка. Он от неожиданности отпрянул, а на том месте, где он только что лежал, прогремел взрыв. Дед чудом уцелел, но получил ранение в тазобедренный сустав. По выздоровлении выписался в часть и продолжил свой боевой путь водителем танка 43-го отд. танкового полка 3-го Украинского фронта (Криворожское направление).
Из воспоминаний деда я запомнила только скупой рассказ о втором ранении, который меня тогда, в далеком детстве, потряс и поэтому остался в памяти. При наступлении на поселок Куцевалово Полтавской области 5 октября 1943 года дедушка был тяжело ранен в бедро правой ноги с переломом кости. Как выбрался из танка, дед не помнил. Очнулся ночью от звуков чужой речи и губной гармошки. Это проходила немецкая похоронная команда, собирая своих солдат и добивая наших раненных. Дед отполз и укрылся в ближайшей воронке от снаряда. Немцы прошли буквально в нескольких шагах от него. Не заметили. Потом долгий путь к своим. Нога перебита, поэтому пришлось ползти, истекая кровью и преодолевая боль. Одной рукой подтягивая тело к себе, другой рукой подтягивая перебитую ногу. Дед все же добрался до своих. Потом госпиталь, долгое и тяжелое лечение. Нога не заживала, начиналась гангрена. Ногу хотели ампутировать, но дед не дал. И этот бой он выиграл. Он у нас был с характером. Ногу сохранил, но остался инвалидом: ограничение движения в коленном суставе правой ноги.
Деда комиссовали. Вернулся домой на костылях. Работал бригадиром тракторного отряда Кузьмино-Отвержского МТС. Деда очень уважали за добросовестный труд и поистине "золотые" руки. Не было такой техники, которую он бы не починил. Дедушка никогда не сидел без дела, его руки всегда были заняты какой-либо работой, во время которой он часто напевал или насвистывал песню "Темная ночь, только пули свистят...". Это была его любимая песня. Дед не любил смотреть телепрограммы о войне, но делал исключения для фильмов о танкистах и передач о военной технике и, конечно же, о танках. И если на экране телевизора видел танки, всегда оживлялся и радостно восклицал: "Мои коробочки". Он очень гордился тем, что был танкистом. Наша семья помнит, любит и гордится им!"
Внучка Марина Тихонова
Читать все комментарии