«Поймать языка отцу помог лай собак»
В 70-летний юбилей Великой Победы «Житьё» публикует рассказы читателей о родственниках, прошедших войну
Вклад в общую Победу внесли миллионы людей, мы хотим рассказать хотя бы о некоторых из них. Ждем ваших историй по адресу: 398001, Липецк, улица Советская, 64, офис 301 — либо по электронной почте: redlps@region.kpv.ru. Присылайте рассказ, свое фото и снимок участника войны. Также вы можете позвонить в редакцию по телефону 22-29-93 и рассказать свою историю нашему журналисту.
«Моего папы, участника Великой Отечественной войны Михаила Фёдоровича Сизых, сегодня уже нет в живых, он умер 10 лет назад. Но каждый год в День Победы я перелистываю пожелтевшие от времени его записные книжки, поздравительные открытки, военные фотографии. Бережно и с любовью я храню в отдельной коробочке папины награды: ордена и медали, среди них орден Славы 3-й степени (за форсирование реки Одер), орден Отечественной войны 2-й степени (за взятие Дрездена), медаль Жукова, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», юбилейные медали, а также высокая награда мирного времени — орден Трудового Красного Знамени.
В августе 1942 года молодым пареньком папа был призван на службу в армию, которую он начал в Подмосковье, а в ноябре этого же года прибыл на фронт в артиллерийский полк, затем перешёл в разведку (уговорил его земляк-тезка) и до конца войны оставался разведчиком. Прошел с боями Украину, Польшу, Чехословакию, Германию. Участвовал в форсировании реки Одер. Сражался в Карпатах, освобождал Дрезден. Домой вернулся в 1947 году: три года провел на войне, ещё два года служил сначала на Украине, а потом в Ферганской долине.
Папа прожил нелёгкую, но интересную жизнь, о войне он вспоминать не любил, так как длинный путь, измеряемый тысячами километров фронтовых дорог, пройденных под свист и разрывы снарядов, мин, авиабомб, под трескотню автоматов и пулеметов, сопровождающийся непременной гибелью дорогих товарищей и друзей, — тяжело переживаемые воспоминания.
Из его рассказов хочу поделиться одним эпизодом. Им, разведчикам, ставили самые разные задачи, на их выполнение они уходили группами от 3 до 5 человек. Папа со своим другом-земляком был в группе из трёх человек, и они часто уходили в разведку глубокой ночью, когда все спали. Однажды ранним утром разведчикам поставили нелёгкую задачу: к полудню доставить «языка», так как вечером планировалось наступление. Получив срочное задание, папа с другом пошли его выполнять. Пробираясь незаметно по окраине леса подошли они к одиноко стоящему разрушенному дому. Вскоре разведчики увидели трёх немцев, которые неторопливо, как будто прогуливаясь, шли в их сторону. Все трое были без оружия. Разведчики стали задом отползать к лесу, на ходу обдумывая, что предпринять и как поступить. Решили ждать подходящего момента для «ловли» немца и, подморгнув друг другу, уткнулись в землю. Пролежали они так долго, так как немцы остановились и о чем-то спорили. Разведчиков выручили собаки, их громкий лай испугал немцев, и они разбежались в разные стороны. Один из немцев устремился в лес. Дав ему немного пройти, разведчики подскочили сзади и в одно мгновение заткнули ему рот кляпом и повалили на землю. Выждав немного времени, солдаты повели языка в штаб. Как потом сказал командир, захваченный немец много всего знал и располагал важными фактами».
Дочь Нина Михайловна Цицаковская
Читать все комментарии