У бабушки-опекуна забрали 5-летнего внука из-за того, что она уехала на похороны в другой город
Липчанка судится с управлением опеки и попечительства региона
51-летняя Ольга Козлова оформила опекунство на своего внука Никиту еще в 2013 году — его мать стала часто употреблять алкоголь, и ее лишили родительских прав. Но теперь бабушку лишили права быть опекуном.
В октябре этого года Ольге нужно было поехать в Ярославскую область, чтобы похоронить своего дядю. Оставив мальчика вместе со своей свекровью, женщина уехала.
— Я планировала поехать ненадолго. На похоронах я пробыла пару дней. Когда я приехала в Москву, чтобы пересесть на автобус, я потеряла свою сумку, — рассказывает липчанка. — В ней было все — телефон, документы и деньги. Я обратилась в полицию, чтобы они сообщили в Липецк, что со мной все в порядке и, как смогу, так сразу вернусь в Липецк. Уехать без денег и документов я не могла, бегала по всем инстанциям и умоляла, чтобы мне помогли добраться до Липецка. Жить мне приходилось это время в пунктах размещения лиц без определенного места жительства. Тут еще у меня нога начала болеть. Я шла по улице и внезапно почувствовала резкую боль и упала. Мне вызвали скорую. В больнице я провела около недели, мне поставили диагноз «ушиб головы и инфицированная мозоль левой ноги». Я брала телефон у врача, чтобы позвонить домой и узнать у свекрови, как там Никита, но она не брала трубку. Когда меня выписали, продолжилась моя беготня. В течение трех дней мне дали сопроводительное письмо на электричку, благодаря которому я могла уехать бесплатно. Где-то 10 ноября я приехала и узнала, что моего внука забрали органы опеки.
По словам Ольги Козловой, она сразу понеслась в управление опеки и попечительства Липецкой области, где ей заявили, что, оставив ребенка, она ненадлежащим образом исполнила обязанности опекуна.
Женщина написала заявление в органы опеки, чтобы ей сообщили о месте нахождения ее внука. Там ей дали письменный ответ о том, что она, уехав в Москву и оставив ребенка на длительный срок, подвергала его жизнь опасности. В результате Ольгу Козлову отстранили от опекунства Никиты.
— Они сказали, что проводили проверку, но какую? Почему не дали никаких объяснений, а просто взяли и забрали моего родного внука? — недоумевает женщина. — Мне заявили, что мальчику уже нашли другую семью, но разве можно так при живой бабушке?
В управлении опеки (попечительства) и охраны прав детства утверждают, что женщина сама виновата в произошедшем.
— Сейчас идет судебный процесс, поэтому комментарии давать вообще нецелесообразно. Однако вы должны знать, что у нас были основания так поступить, — говорит начальник управления Ольга Селезнева. — Ребенка мы забрали 20 октября, а бабушка к нам явилась только 17 ноября. Кроме того, она так и не смогла предоставить документы, справку из полиции, что подтверждало бы, что она действительно потеряла документы и не могла вернуться домой. Перед отъездом не сообщила о своем отбытии, не позвонила из другого города. У нас существуют плановые проверки детей, взятых под опеку. К счастью, так сложилось, что это проверка выпала на тот день, когда она была в отъезде. Закон в данном случае не на ее стороне. Согласно части 3 статьи 39 ГК РФ в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей орган опеки и попечительства может отстранить опекуна от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности. Ольга Козлова в настоящий момент нигде не работает. Мама ребенка, лишенная родительских прав, не платит алименты, задолженность составляет уже 300 тысяч рублей. В садик ребенок не устроен, потому как не попал в очередь. Мальчик очень слабенький, у него бронхит и подозрение на туберкулез. Сейчас он находится в хорошей семье, где есть мама и папа.
Кстати, Ольга Козлова имеет постоянное место работы. Ее должность — продавец на вещевом рынке. По ее словам, справку из московской больницы, где она находилась, а также сопроводительное письмо она предоставила органам опеки, но этого оказалось недостаточно.
Отчаявшись, липчанка решила обратиться за юридической помощью и подать иск в суд.
— На мой взгляд, органы опеки допустили много ошибок, — поясняет юрист Артем Шелудько. — Во-первых, они забрали мальчика молча, не дали никакого шанса Ольге прояснить ситуацию. Ольга никак не могла защититься от принятия акта о прекращении опекунства, потому как ее об этом даже не уведомили. Во-вторых, после того как мальчика забрали, он два раза был в больнице. Где, в каких условиях он жил — семье даже не намекнули. Восстановить справедливость в данном случае можно лишь через суд. У нас есть свидетели, а именно соседи и знакомые Ольги, которые докажут органам опеки, что она добропорядочная женщина, которая любит своего внука, просто по стечению обстоятельств задержалась в другом городе. Иногда в таких процессах на суд приглашают и детей, чтобы они могли сказать, в хороших ли условиях они живут с опекуном. Но есть риск, что 5-летнего ребенка подобные сцены могут морально травмировать. Главное сейчас, чтобы суд признал незаконным постановление об отстранении Козловой от обязанностей опекуна над мальчиком.
Остальные подробности читайте в следующем номере газеты «Житье в Липецке» от 19 января.
Читать все комментарии