Производители продуктов повышают цены из-за «Платона»
Дальнобойщики продолжают бастовать против поборов, в то время как компании заявляют о подорожании своей продукции
Прогнозы конца прошлого года начинают сбываться. В ноябре 2015-го «Житьё» писало о том, что из-за введения дополнительных налогов на большегрузы через систему «Платон» подорожают продукты. Так оно и случилось. На прошлой неделе генеральный директор «Данон Россия» Бернар Дюкро заявил, что им придётся повышать цены, так как стоимость перевозки грузов выросла на 25%, а в некоторых случаях до 100%. Произошло это за одну ночь. Вину Дюкро возложил на систему «Платон». По его мнению, её ввели слишком резко, не подумав о последствиях. Система штрафов «травмировала всех, привела к срывам». Липецкий филиал компании «Данон Россия» — это «Молочный Комбинат «Липецкий», который производит продукцию под брендами «Простоквашино» и «Летний день». Это одно из крупнейших предприятий ЦФО, которое в сутки перерабатывает 900 тонн молока.
— Логистические затраты вносят высокий вклад в стоимость, — пояснил гендиректор «Данон Россия» Бернар ДЮКРО. — Конечно, мало кто радуется дополнительному сбору, но в целом это логично. Но у меня комментарий к тому, как это произошло. Это случилось внезапно. Поскольку запуск системы не был тщательно проработан, он, безусловно, в один миг создал дополнительные трудности на рынках логистических услуг. Буквально за одну ночь стоимость ряда наших маршрутов возросла на 25%. На южном направлении рост составил 80 — 100%. Что нам сказали наши транспортные партнёры? «Вам нужны фуры — платите». Система «Платон» повысила наши прямые издержки, и цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов.
На сколько именно поднимутся цены в магазинах, в компании «Данон» ответить отказались, но подорожает и продукция других производителей.
— Себестоимость продуктов из-за системы выросла, — говорит председатель совета директоров ООО «Лебедяньмолоко» Александр КРЕМНЕВ. — Но цены на свою продукцию мы не поднимаем. Увы, это вопрос времени. Ведь на транспортные расходы теперь уходят большие суммы.
Эксперты прогнозируют рост цен на молочную продукцию от 10 до 35% уже в начале марта.
«Платон» — система взимания платы с грузовиков — начала действовать с 15 ноября 2015 года. Её суть в том, чтобы возместить затраты на ремонт дорог, которые сильно разрушаются из-за большегрузов. Фуры грузоподъёмностью больше 12 тонн вот уже 3 месяца платят по 1,53 рубля за километр, пройденный по федеральным трассам. Плату за проезд планируют поднять до 3 рублей. Штрафы за неоплату проезда сначала хотели сделать астрономическими — 450 тысяч рублей. Однако акции протестов дальнобойщиков привели к тому, что президент России Владимир Путин снизил их в 90 раз. При первой неуплате штрафная санкция будет составлять 5 тысяч рублей, при повторном нарушении — 10 тысяч.
За три месяца работы «Платона» дальнобойщики провели десятки манифестаций. А с 20 февраля по 1 марта водители большегрузов из 45 регионов объявили забастовку.
— После введения «Платона» моя жизнь пошла под откос, — говорит дальнобойщик Евгений ГОСУДАРЕВ, один из активистов протестного движения. — Экономическая давка сферы грузоперевозок приносит колоссальный ущерб частникам, выживая их с рынка. Раньше в месяц у меня было 8 рейсов. Сейчас 3 — 4. Некрупные производители отказываются от наших услуг за ту сумму, которую предлагают водители. Но мы вынуждены повышать цену. Взять рейс в Москву и обратно. Он обойдётся в 32 — 35 тысяч рублей. Акциз на бензин, «Платон», зарплата водителя (у меня не одна фура) — на это уйдёт 50 — 60% цены рейса. 25% на обслуживание грузовика, 25% на кредит, в который взята фура, — и все. У меня заработок выходит около 50 тысяч рублей в месяц, при том что я предприниматель. У меня свадьба скоро, а мне праздновать не на что.
Пока одни бастуют, другие смирились. По данным федерального Дорожного фонда на 24 февраля, в системе «Платон» зарегистрировались 655 тысяч транспортных средств, владельцами которых являются 123 тысячи перевозчиков. Только за первую неделю внедрения «Платона» в Дорожный фонд страны поступил 421 миллион рублей, а сейчас собрано около 4 миллиардов.
— Я сразу зарегистрировался в «Платоне», — говорит дальнобойщик Иван МИХАЙЛОВ. — В целом все нормально, поначалу были сбои. Не понимаю, почему панику наводят. Дороги делать нужно. Но стоит учитывать, что больше ущерба наносят те машины, которые везут зерно и щебенку. У меня 20 тонн груза, а вот те, кто возит по 40 тонн, они и наносят больший урон. Нужно справедливо распределять налог.
Кстати, подорожает из-за «Платона» не только молочка, но и многие другие товары. Обращение к премьер-министру РФ с просьбой изменить порядок взимания платы с фур подписали 20 организаций: Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз, Ассоциация компаний розничной торговли и так далее. С 15 апреля «Платон» станет обязательным — с этого дня будут отменены маршрутные карты, позволявшие избегать регистрации в системе. И тогда цены снова полезут вверх.
Продукты дорожают не только из-за «Платона»
— Система по взиманию платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам, безусловно, влияет на конечную стоимость продуктов в магазинах, — уверен экономист Виталий Путилин. — Но есть и ряд других факторов. Возьмем, к примеру, бензин. Минфин выступил с инициативой повысить с 1 апреля налогообложение многих подакцизных товаров: спирта, спиртосодержащей и табачной продукции, а также бензина, дизельного топлива. Тотальное налогообложение приведёт к плохим последствиям. Бензин в структуре стоимости любого товара занимает 15%, а значит, на столько же вырастут цены в магазинах. К подорожанию алкоголя уже привело внедрение системы ЕГАИС, за которую продавцы расплачиваются из нашего кармана. К апрелю на несколько рублей может подорожать хлеб, это произойдёт из-за роста цен на зерно и валютных кредитов на импортное оборудование.
Читать все комментарии