«Я учился пять лет, чтобы зарабатывать меньше продавца»

Начинающие преподаватели и воспитатели утверждают, что из-за нищенской зарплаты им приходится навсегда уходить из сферы образования

30.04.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Профессия учителя всегда считалась благородной. Учитель в Российской империи на своё жалование мог содержать семью, дом, хозяйство. Но сейчас педагоги жалуются на то, что оплата их труда по факту постоянно снижается, несмотря на декларируемое чиновниками повышение — правительство в 2016 году уменьшило ассигнования на оплату труда педагогов на 24,1 млрд рублей. И если преподаватели со стажем смирились со своей участью, то молодое поколение отказывается служить образованию за копейки.

— В прошлом году я окончил вуз по специальности учитель химии, — рассказывает Сергей Быков (фамилия изменена. — Прим. ред.). — Пришёл в школу. Взял 24 часа нагрузки (24 урока в неделю. — Прим. ред.), лаборантство, 0,5 ставки программиста в школе, 2 кружка. Зарплата 15 тысяч. Прихожу в школу к 8 утра и ухожу в 8 вечера. Однокурсник работает в «Магните», получает 25 тысяч. Где справедливость? По окончании учебного года уйду. Не знаю, о какой прибавке постоянно говорят власти. Даже если она и была, то настолько мизерная, что её не заметили. Обидно, что я учился пять лет для того, чтобы зарабатывать меньше, чем продавец.

Это мнение поддерживает председатель комитета областного совета по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодёжи Валерий КУЗОВЛЁВ:

— Часто складывается ситуация, когда выпускники-педагоги, придя работать в школу, получают зарплату, равную окладу, а это 8 — 9 тысяч рублей… Это происходит из-за того, что руководители учреждений не используют возможности для повышения зарплаты начинающим учителям. В результате молодые специалисты уходят. Мы дали рекомендацию профильным управлениям администрации области проработать вопрос. Зарплата в образовательных учреждениях должна быть прозрачной. Эту проблему должны держать на контроле профсоюзы.

С 2014 года Липецкая область перешла на новую систему оплаты труда педагогов. Фонд оплаты труда школы теперь формируется на основании подушевого норматива — школа получает деньги по числу детей. Фонд делится на базовую и стимулирующую части. Размер первой зависит от количества часов и повышающих коэффициентов: классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом, внеурочная работа, категория учителя, количество учеников. Вторая — стимулирующая — зависит от показателей: достижений учеников, применения педагогом новых форм обучения. Но сами педагоги восприняли новую систему неоднозначно. За те же деньги приходится работать больше. 

— Я работаю учителем алгебры и геометрии 34 года, — рассказывает преподаватель Валентина ДЬЯКОВА. — Для того чтобы получать более-менее достойную зарплату, работаю сверх­урочно. В неделю я преподаю 30 часов, плюс классное руководство, проверяю тетради и веду занятия по подготовке к ЕГЭ. За всё получаю 19 тысяч. По факту зарплата не росла давно. К примеру, у нас физрук зарабатывает всего 8 тысяч рублей. Он молодой и вынужден подрабатывать тренером в спортивной школе. Созданы все условия, чтобы сократить зарплату. 

С учителями не согласна председатель липецкого областного профсоюза работников народного образования и науки РФ Нелли СУРОВА. 

— Трудовая функция работника должна быть конкретно обозначена. Оплата труда должна зависеть от результата. Раз в полгода педагог себя оценивает, результаты сдаёт в комиссию, которая рассматривает результаты всех работников. По итогам кому-то прибавляют, кому-то убавляют. Всё справедливо, — считает Нелли Сурова. — Молодой специалист сразу получает стимулирующую надбавку к окладу 30% (в Липецке 50%). Стартовая ставка преподавателя — 7,5 тысячи рублей за 18 часов работы в неделю (а вместе со стимулирующими — 9,8 тысячи рублей), если же педагог будет работать больше, то сумма увеличится. Например, за 24 часа в неделю это будет уже 10 тысяч рублей, а с учётом надбавки (30%) — 13 тысяч. Через год учитель может пройти переаттестацию, и ставка вырастет на 10%.

То, что в профсоюзе считают зарплату 10 тысяч справедливой, не делает её привлекательной для выпускников педвузов. По статистике, в липецких школах молодых педагогов 10%, а средний возраст учителей — 46,5 года, и далеко не каждая школа может похвастать полным комплектом педагогов. Отметим, что средняя зарплата учителя в регионе — 24,8 тысячи рублей. Педагоги не понимают, где они в этой статистике.

В ТЕМУ

452 миллиона рублей на новые места в школах

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях. Средства предоставляются в рамках государственной программы «Развитие образования», рассчитанной на 2013 — 2020 годы. В общей сложности 56 регионам выдадут 25 миллиардов рублей из федерального бюджета. 

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Федерации, заявки которых прошли отбор в порядке, установленном Минобрнауки России. Один из критериев отбора — наличие с учётом демографического прогноза потребности в обеспечении местами для обучения в одну смену (включая ликвидацию третьей смены обучения), а также динамики численности детей школьного возраста. Липецкая область на эти цели получит 452,3 млн рублей. Приблизительно столько же получат и Белгородская область — 466 миллионов, Воронежская — 409,4 миллиона, Курская — 476,2 миллиона. Больше всех достанется тамбовчанам — 1 миллиард 297 миллионов 159 тысяч рублей.

Новости других СМИ