«70% детей сбегают из самых обычных семей»
Вячеслав Телин — организатор волонтёрского сообщества «Поиск пропавших детей» в Липецке — рассказал, почему добровольцев становится всё меньше
За последние три года в Липецкой области ушло из дома около 300 подростков. На поиски каждого поднимаются десятки людей — полиция, спасатели. И добровольцы. У них всегда есть личный мотив, который заставляет сутками прочёсывать леса и болота, чтобы вернуть кому-то близкого человека.
Липецкая областная общественная организация «Поиск пропавших детей» появилась в 2011 году.
— Тогда я начал поиски друга, которого не видел 20 лет, — рассказывает руководитель ЛООО «Поиск пропавших детей» Вячеслав ТЕЛИН. — Нашёл его через программу «Жди меня». Я поинтересовался, как же отыскали человека. Мне сказали — помогали волонтёры. Тогда я решил заняться поиском потерявшихся в Липецке. Если мне помогли найти друга, то и я смогу помочь кому-то.
В 2013 году Вячеслав оформил организацию, чтобы официально работать с силовыми структурами.
— Наша цель — создать мост между силовиками и обществом, — продолжает Вячеслав. — Как действует полиция, когда поступает заявление о пропаже, — там выделяют человека, и он начинает работать по схеме. И в эту схему не вписывается общество, люди, которые могли бы помочь. А ведь чем быстрее распространить информацию о пропавшем, тем быстрее можно получить обратную связь и найти беглеца.
В организации состоят 62 поисковика. Но желающих работать за идею с каждым годом все меньше.
— С добровольцами беда, и ситуация ухудшается, — отмечает Вячеслав. — Те, кто сталкивался с поисками детей, быстро выгорают и уходят. Наши действия сопряжены с риском. При поиске на местности мы можем оказаться в неприятных ситуациях, поэтому все добровольцы старше 18 лет. Несовершеннолетние могут помогать только в интернете на сборе или распространении информации. Набор добровольцев мы не ведём, у нас есть группы в соцсетях, мы связаны со СМИ, люди видят нашу работу и приходят. Как правило, это те, у кого пропадали родственники, знакомые и кто знает, каково это — искать.
Поисковики всегда начеку. Как правило, тревожные звонки поступают ночью. Родители обычно замечают, что ребёнок пропал, когда приходят с работы. Заявление в полицию попадает около полуночи. Первый звонок к поисковикам — под утро. У волонтеров есть дежурный телефон, работающий круглосуточно. Тут же собираются поисковые экипажи, каждый — из 5 человек. И вперёд…
— Бытует мнение, что убегают дети из неблагополучных семей, — рассказывает Вячеслав. — Ничего подобного! 70% детей уходят из обычных семей. С проблемными семьями работает МВД, профилактика идёт. А самой обычной семье никто не помогает. Много уходов происходит из-за того, что дети не могут справиться с эмоциями. Это становится ясно после бесед в школах. Говоря о причинах ухода из дома других подростков, школьники рассказывают о своих сложностях. Мы пытаемся объяснять, как решить проблему, куда обратиться за помощью. Мне помогает увлечение психологией.
Увлечение психологией помогает Вячеславу и переживать неудачи, которые в работе волонтёра означают чью-то потерянную жизнь.
— В 2013 году под Воронежем пропал 7-летний мальчик. Мы там помогали, — рассказывает Вячеслав. — 3 экипажа прочёсывали территорию. Поиски вели и УМВД, и военные. Каждый день около 200 человек искали мальчика. Ребёнка нашли в сотне метров от точки ежедневного сбора поисковиков. Он провалился в ёмкость с мазутом на территории заброшенного завода. Его нашли, когда начали вскрывать эти ёмкости экскаватором. Ребёнок был мёртв. В таких случаях осознаёшь своё бессилие. Это тяжело.
К счастью, чаще удаётся вернуть потеряшек живыми.
— Пропал 4-летний мальчик на границе с Тульской областью. Отец с двумя детьми приехал к родителям, мальчик был во дворе и исчез. Обошли весь двор — его нет. Отец обратился в полицию. Нам позвонили ночью, утром мы уже были там. Поисковики запросили помощь из Москвы, прислали 3 вертолета. Ночью информацию распространяли в интернете и в СМИ. Утром один из местных жителей увидел сообщение о пропаже мальчика, взял семью и отправился его искать. Они объезжали близлежащую территорию и нашли ребёнка — он прятался от дождя и заснул в кустах.
Что делать, если ребёнок пропал
Обращайтесь с заявлением в полицию. Независимо от того, где человек пропал, заявление подаётся в дежурную часть по месту жительства. Дежурный не вправе отказать в приёме заявления. В заявлении описываете потерявшегося — внешность, особые приметы, одежду. Найдите свежее фото. Вспомните, во что он был одет, куда пошёл, были ли накануне конфликты в семье или с кем-либо ещё.
Если дежурный отказывается принять заявление, оперативники занимаются поисками недобросовестно, обращайтесь в прокуратуру — 27-34-59, 27-34-38 — и управление собственной безопасности УМВД России по Липецкой области — 36-90-53.
Читать все комментарии