«Кому нужна кнопка для инвалидов, если до неё не добраться?»

Наш корреспондент проверила оптимистичную статистику Минтруда, который нашёл в Липецке лучшую в стране инфраструктуру для инвалидов

26.05.2019 07:45
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

На майских каникулах федеральные СМИ опубликовали поистине поразительную новость. Согласно рейтингу Минтруда лучшая в стране инфраструктура для инвалидов по итогам 2018 года — в Липецке! Оказывается, 96,6% объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры региона доступны для тех жителей, чьи физические возможности постоянно или временно ограничены.

Наш корреспондент напросилась на прогулку на совместную прогулку к заместителю председателя городской организации инвалидов-колясочников «Малое социальное объединение», инвалиду 1-й группы Любови Дроздовой, чтобы увидеть своими глазами «доступную среду для инвалидов».

Справка:

Липецкий инвалид-колясочник Владимир Шмигирилов вместе с инженерами управляющей компании в 2015 году модернизировал складной пандус. Техническую новинку установили у подъезда дома по улице Меркулова, где живёт инвалид.

Вывод оказался неприятным: если в Липецке действительно сильно развита инфраструктура для инвалидов, то как живут такие люди в других городах, трудно представить. Особенно в регионах с последней строчки рейтинга: Хакасии, Ивановской и Астраханской областях.

Встретилась корреспондент с Любовью Васильевной в офисе общества инвалидов. Любовь как раз заканчивала тренировать свою ученицу по настольному теннису (Любовь Дроздова — восьмикратная чемпионка России, мастер спорта по настольному теннису среди инвалидов).

— У кого есть настроение, кто хочет жить активной жизнью, тому это удаётся, — говорит Любовь Дроздова. — Слава Богу, я выезжаю, что-то ещё делаю. Всё возможно. Нам некоторые даже говорят, что вот они не инвалиды, а столько жажды к жизни у них нет, не то что у некоторых колясочников.

Незаметный враг под ногами

Тренировка окончена, и мы отправляемся на прогулку по 15-му микрорайону. Мы решили смоделировать обычный день: Любови Васильевне нужно, во-первых, выйти на улицу, купить продукты, лекарства, а потом ещё зайти на почту и уехать домой на автобусе. За окном их «штаб-квартиры» по адресу: 15-й микрорайон, д. 15 — рынок, выбор на нём большой, но из-за бордюров прорваться туда инвалиду-колясочнику самостоятельно невозможно.

64-летняя Любовь Васильевна на выходе из офиса самостоятельно пересаживается из домашней в уличную инвалидную коляску (наша спутница очень самостоятельная, подмогу к себе даже не подпускает). На уличной коляске можно штурмовать невысокие бордюры в отличие от простой домашней версии. Правда, далеко не у всех инвалидов есть такой агрегат. Процедура пересадки занимает несколько минут. Все движения выверены, Любовь Васильевна проделывает это изо дня в день. Первый этап получился лёгким, потому что офис общества инвалидов, естественно, оборудован нормальным пандусом.

Подъезжаем к ближайшей аптеке. Чтобы подняться, нужно преодолеть 9 высоких ступеней, пандуса нет. Хотя если бы он и был, то вскарабкаться на коляске под углом 60 градусов нереально в принципе (максимально доступный угол — 30 градусов). Впрочем, на аптеку всё равно остались смотреть со стороны: вокруг бордюр, который перепрыгнуть даже на импортной коляске невозможно, пандус тут, правда, был, но на глазок Любовь Васильевна определяет: слишком крутой, по нему не заехать.

— Аптеки оборудовали специальной кнопкой для инвалидов. Это замечательно, но, чтобы нажать на кнопку, нужно до неё добраться, а территория огорожена бордюром — главной нашей преградой, — говорит Любовь Дроздова. — Так для кого же кнопка?

«Спасибо» автохамам

Чтобы проехать дальше, пришлось выйти на дорогу, потому что вблизи ряда аптек и магазинов припаркованы автомобили. Кстати, на этой дороге Любовь сбивали дважды. Кое-где нам везёт: машины оказываются припаркованными не впритык к бордюру и удаётся двигаться вперед более безопасно. Подъезжаем к рынку с обилием красивых витрин, но пробраться сюда — миссия невыполнима. Бордюр хоть и маленький, но велика вероятность просто упасть. Неудачные попытки были, вспоминает Любовь.

— А ещё тут киоск с мороженым стоит прямо на возвышенности. Смотришь, так мороженого хочется! — говорит Любовь Дроздова. — Но там я не была никогда.

Добираемся до пешеходного перехода и более-менее успешно переходим дорогу. Перед нами красивая аллея напротив Дома художника, которую не так давно благоустроили, не забыв при этом сделать хоть и невысокий, но бордюр. Поэтому на аллею самостоятельно инвалиду-колясочнику тоже не попасть. На остановке пандус опять же под крутым углом. Перейти следующую дорогу сложно, но возможно, говорит Любовь. Но, несмотря на то что добраться до остановки удалось, сесть в автобус невозможно. Обычно никто не помогает забраться внутрь.

Справка:

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря. Его цель — продвижение прав инвалидов во всех сферах и привлечение внимания к проблемам инвалидов.

— Помочь попасть в автобус — задача водителя, сначала он должен разложить пандус, — говорит Любовь Дроздова. — Не так давно я попробовала. Один водитель вышел, с улыбкой разложил. Но всё равно без помощи со стороны не обойтись. А как-то раз, когда я долго загружалась в автобус, пассажиры кричали, что они спешат на работу и что я специально их задерживаю.

Проблем тысячи

Возвращаемся по переходному переходу обратно к почте. К помещению можно подъехать, но попасть внутрь непросто — порог расположен на небольшой возвышенности. Но современная коляска Любови Дроздовой эту преграду берёт. После почты снова нужно вернуться в офис, опять приходится выезжать на проезжую часть.

Любовь Васильевна рассказывает: недавно переводила через дорогу по пешеходному переходу бабушку. Никто другой из прохожих не изъявил такого желания. Пожилая женщина просто не могла спуститься с высокого бордюра — трость не дотягивалась до асфальта.

— Мужчина прошёл мимо неё, машина проскочила... а я ехала как раз. Развернулась и подошла к ней, — говорит Любовь Дроздова. — Она вся трясётся, потому что вот этот момент спуска самый важный. Я ей сказала держаться за коляску. Здоровые люди идут — никто не останавливается. И вот она, держась за меня, как сейчас помню, идёт. Мы перешли, справились!

С героиней нам повезло, она сильная и активная. Водит машину, занимается спортом. Любовь Васильевна — обладательница звания «Женщина года-2003», чемпионка России по настольному теннису среди инвалидов, победительница конкурса «Красота без границ», получала даже титул «Телесупербабушка-2014», участвовала в эстафете паралимпийского огня в Липецке.

Иными словами, она нетипичная пенсионерка и нетипичный инвалид-колясочник. Преграды (сейчас мы имеем в виду банально бордюры), которые преодолевает она, не факт, что преодолеют другие люди на инвалидной коляске, и совсем не факт, что у другого человека в её положении хватит энергии искать бесконечные объезды и выезжать на проезжую часть, рискуя жизнью.

Вот и получается, что статистика радужная, а на самом деле безбарьерная среда у нас — это пандусы, по которым не взобраться, и бордюры через которые не перепрыгнуть. Ничего удивительного, что из примерно 600 колясочников, которые состоят в «Малом социальном объединении», половина вообще не выходит из дома!

По официальной статистике, людей с разными степенями инвалидности в регионе официально 127 тысяч, то есть 11% населения региона. Из них 69 тысяч — колясочники. Для сравнения: в этом году в «Бессмертном полку» по Липецку прошло 65 тысяч человек. Вот и представьте, какое море людей обречено сидеть в четырех стенах, потому что образцово-показательная безбарьерная среда не предназначена для инвалидов-колясочников.

Новости других СМИ