Прислать новость Магазин

Откуда пошли керамисты-игрушечники на Липецкой земле

Самобытность народной культуры нашего края во многом связана с таким знаковым явлением, как романовская игрушка

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

0

Читать все комментарии

359

Совсем недавно промысел игрушки края рисковал отойти в небытие, если бы за его возрождение однажды не взялись художники-энтузиасты Иван Гункин и Виктор Маркин. Но обо всё по порядку...

II век н. э. Черепки сарматов

В 80-е годы прошлого века археологи раскопали в районе села Троицкое воеводский дворец сарматов (народ обитал у нас около двух тысяч лет назад), в котором нашли множество фрагментов керамики, прясла, датированные вторым веком нашей эры. Так что керамика была развита здесь испокон веков.

Справка:

Романовские игрушки можно встретить во многих российских музеях, в том числе во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве.

Дело в том, что в наших краях находится богатое месторождение глины. Каких только видов глины не встречается в липецкой почве — белая, жёлтая, красная, чёрная. Последняя очень жирная и пластичная, как пластилин, для посуды она не годится, а вот для игрушек в самый раз. Кстати, по виду она очень напоминает полимерную глину, синтетически созданный материал для лепки. Но при обжиге чёрная глина становится светлой, так как в ней распадаются органические соединения.

XVII век. Битвы керамистов

В начале XVII веке бояре из рода Романовых основали город Романов-в-Степи. Вокруг стали возникать слободы Троицкая, Желдаки, Пады, две Елецких слободы, Хрущёвка, Коровино. Во всех слободах местные умельцы делали керамику — крутили посуду, лепили разнообразные свистульки для малышни.

Местные жители хранят рассказы своих предков о том, как хрущёвские и подгоренские ребята приходили с камнями бить посуду своих конкурентов из Троицкой слободы, когда её везли на рынок. В романовской слободе жили мастера, которые делали только игрушки. «Мы горшками рук не мазали!» — высокомерно заявляли они.

XIX век. Игрушки со светским лоском

Когда Петр Первый построил железоделательные заводы в 1720 году, местное население устремилось в Липецк, среди них были и гончары. Город Романов-в-Степи прекратил своё существование в 1799 году указом Екатерины, лишь остались слободские поселения, а промысел несколько затих. Зато когда в Липецке был открыт первый в России курорт и российская знать устремилась сюда со всех уголков страны, подзабытый промысел обрёл второе дыхание в середине XIX века. Гончары вспомнили своё уникальное ремесло и теперь в традиционные народные мотивы стали вносить городские, светские сюжеты. Появились игрушки в виде маленьких скульптур, изображающих барынь, городничих, военных, семейные пары.

— Романовские гончары были дошлые, — рассказывает директор «Центра романовской игрушки» в селе Троицкое Виктор Маркин. — Они сразу поняли, где их ждёт выгода, на какие сюжеты будет спрос, и принялись лепить.

XX век. Эпоха возрождения

В советское время романовская игрушка ушла в далекое прошлое. Возрождать ремесло стали только в 80-е годы. Среди тех, кто участвовал в этом ренессансе, — нынешний директор «Центра романовской игрушки» в селе Троицкое Виктор Маркин, историк по образованию и по профессии (25 лет преподавал историю в школе села Троицкое), а по совместительству художник.

Справка:

Птица сирин — новый образ романовской игрушки, который добавил в пантеон узаконенных игрушек этого народного промысла Виктор Маркин.

О «какой-то самобытной игрушке», которую неплохо бы возродить, он слышал от председателя липецкого союза художников Виктора Сорокина. Идея запала в сознание Виктора, и он вспомнил, как находил фрагменты каких-то глиняных фигурок на огороде в селе Ленино, куда переехали родители. Такие же приносили ему ученики из Троицкого. Виктор пытался слепить нечто подобное, но у него плохо получалось.
Тогда отец, глядя на его мытарства, решил его свести с Ванькой-горшечником, с которым был дружен.
Потомственный гончар Иван Гункин по памяти научил парня лепить свистульки, как надо. Научившись делать игрушки, Виктор Васильевич организовал в 1986 году в троицкой школе кружок лепки. Через некоторое время он привлёк к работе с детьми своего учителя Ивана Гункина, а сам ему помогал. За 36 лет работы кружка через него прошли сотни учеников. Но всерьёз занялись ремеслом и стали народными мастерами из них единицы — Анастасия Короленко, Ольга Волокитина, её однофамилица Анжелика Волокитина, Яна Харина. Снежана Ильина.

«Гончарное ремесло успокаивает нервы!»

— Народное искусство важно получить из рук в руки, от мастера к ученику, — считает директор «Центра романовской игрушки» в селе Троицкое Виктор Маркин. — Могло кануть в небытие самобытное искусство, если бы мы его не подхватили. Говорят, гончарное ремесло имеет лечебные свойства — успокаивает нервы. Я убедился в этом на себе. У мастера в основном работает большой палец правой руки, а сам гончар в это время покачивается на волнах вдохновения.

В 2009 году Виктор Васильевич открыл Центр романовской игрушки, который поселился в крупном одноэтажном здании бывшей земской школы села Троицкое. Его курирует Центр событийного туризма. Здесь есть актовый зал и выставочная экспозиция. Среди работников не только мастера лепки, но и лоскутного шитья. В центре работают детские кружки, постоянно проходят мастер-классы и народные праздники. Сюда приезжают экскурсии из других городов России. Этим летом в центре открывается дневной лагерь для детей, с тематическими сменами, посвящёнными русским традициям.

А романовская игрушка с некоторых пор совершает триумфальное шествие по России и миру. С 1993 года мастера романовской игрушки принимают участие в престижных конкурсах и фестивалях народного творчества, зачастую привозя оттуда высшие награды. В 1997 году у них была площадка в московском Манеже, на ярмарке, посвящённой 850-летию города. В 2004 году на международном фестивале народной игрушки в Италии заняли 3-е место. Выигрывали также премию ЦФО «За достижения в искусстве и культуре» и премию правительства РФ «Душа России». Ряд А у нас в Областном выставочном зале экспозиция романовской игрушки продлится до 26 июня.

Символика романовской игрушки

Романовская игрушка обросла традициями, сейчас насчитывает более 80 узаконенных мотивов. Традиционно это игрушки-свистульки с двумя, четырьмя или более игровыми отверстиями. Особенностью романовской игрушки — в её покрытии глазурью. Она покрывается поливой или красится краской, разведённой на яйце. Цвета традиционно используют пастельных, неярких оттенков. Обычно это красный, жёлтый, зелёный. Реже — синий, чёрный, малиновый.

Цвета несут свою символику. Желтый означает богатство, красный — силу и могущество, зелёный — благополучие. Синей краской обычно покрывается фигура оленя-дерева. Сама по себе данная фигура выступает покровителем молодых семей. Есть ещё одна оригинальная фигура романовской игрушки выступает в роли оберега — это чёрный петух. Он символизирует хозяина двора и несёт в себе мудрость, так как черный цвет означает печаль, которая в народном сознании является синонимом мудрости.