По самокатам проедутся штрафным катком?

Госдума в осеннюю сессию продолжит рассматривать законопроект о наказании рублём нарушителей на самокатах. Но эксперты сомневаются, что эти меры помогут остановить катастрофический рост аварий и смертей.

18.09.2024 17:16
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Начиная с 2020 года общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в 12 раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс. (…), продано в розницу с 2020-го по 2022-й — 540 тыс. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ — более 750 тыс. (без учёта приобретённых до 2019-го) (…)

За 9 месяцев 2023 года зарегистрировано 2 647 ДТП с участием СИМ, в результате которых погиб 31 (+63,2%) человек, в том числе 3 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2 723 (+213%) человека, в числе которых 919 детей в возрасте до 16 лет (…) Рост аварийности с участием СИМ и рост их количества».

Это цитата из пояснительной записки к проекту федерального закона «Об установлении административной ответственности за правонарушения, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности» (теми самыми СИМ), который в апреле внесли в Госдуму четыре российских сенатора: Андрей Клишас, Владимир Полетаев, Ирина Рукавишникова и Артём Шейкин. Проценты в скобочках — рост по сравнению с таким же периодом 2022-го. По смертям — более чем в полтора раза, по ранениям — в три с лишним. Тихий ужас.

К СИМ в России относятся моноколёса, гироскутеры, электроскейтборды, сегвеи… Но первая и стойкая ассоциация — самокаты, заполонившие тротуары, парки, гоняющие в потоках машин. Понятие «СИМ» в марте прошлого года появилось в правилах дорожного движения РФ, и им хотя бы придали официальный правовой статус: это транспортное средство с одним или несколькими колёсами (роликами) и двигателем для индивидуального передвижения человека. Однако отдельного наказания для самокатчиков-нарушителей нет. А вот свежие цифры — от МВД.

За первые полгода 2024-го в стране зарегистрировали 1 891 аварию с СИМ (по сравнению с первым полугодием 2023-го — плюс 81,3%), при которых погибших — 21 (+75%), в том числе трое детей. Ранены 1 972 человека (+82,2%), детей среди них — 354, или каждый шестой. И это не всё. По данным полиции, зарегистрировано ещё 122 аварии, не попавшие в официальную статистику, но в которых тоже участвовали СИМ, и в них пострадали 125 человек.

Самокатчики опасны и для окружающих, и для самих себя. Из статистики видно: пострадавших больше, чем ДТП. Это значит, что в некоторых случаях на самокате ехали двое, что ПДД прямо запрещают. Из всех погибших 20 — те, кто сам ехал на самокате, один — сбитый самокатом. Две смерти из 21 — в Белгородской области. В Липецке с начала года по 12 августа — 29 аварий только с самокатами из проката: трое раненых, среди них один с критическими последствиями. Если набрать в поисковике «ДТП с самокатом», «самокат сбил человека» — вал ссылок со всей страны. Сшибают даже коляски с младенцами. Детей на самокатах сбивают машины. Вы удивитесь, но по правилам дорожного движения ребёнок с 7 до 14 лет может ездить на СИМ один, без взрослых. У нас порой такие законы, да.

Что в проекте очередного предлагают сенаторы? Штрафовать нарушителей-самокатчиков нещадно. В июне депутаты приняли закон в первом чтении, в осеннюю сессию рассмотрение продолжится. Только многие эксперты считают: это не решение проблемы, а возможно, и её усугубление. Давайте разбираться.

Какие правила

По инфографике МВД ясно: первые аварии с самокатами фиксировали ещё 6 лет назад, в 2018-м. В 2019-м уже были погибшие. Однако только 6 октября 2022-го появляется постановление правительства РФ № 1769, которое вносит поправки в правила дорожного движения. Проходит ещё 5 месяцев, прежде чем оно вступает в силу. И наконец 1 марта 2023-го, как я уже говорил, самокаты официально становятся «транспортным средством». Через 4 года после того, как в ДТП с самокатами стали гибнуть люди. У нас как всегда: хотели лучше — получилось, что получилось.

Вот базовые ПДД по самокатам:

  • максимальная разрешённая скорость — 25 км/ч;

  • приоритет в движении — по вело— и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Водители старше 14 лет могут двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным зонам только если нет вело— и велопешеходной дорожки, а вес СИМ до 35 кг;

  • пешеход всегда имеет преимущество. Если СИМ создаёт помехи для пешеходов или подвергает их опасности, водитель обязан спешиться либо замедлиться до скорости людей;

  • выезжая из жилой зоны и пересекая дорогу вне перекрёстков, водитель СИМ обязан уступать дорогу всем участникам движения;

  • запрещена буксировка: и самого СИМ, и им другого транспорта;

  • запрещена езда по автомагистралям (скоростным дорогам) даже по обочине. Двигаться по проезжей части других дорог можно только тем, кто старше 14 лет, и если нет пешеходной, велодорожки, тротуара, обочины. При этом строго по правому краю по ходу движения. Максимальная допустимая скорость машин на дороге должна быть 60 км/ч, сам самокат — оборудован тормозами, звуковыми сигналами и светоотражателями.

  • запрещено обгонять или объезжать машины слева, в том числе припаркованные;

  • в велосипедной зоне приоритет у СИМ;

  • пересекать дорогу по пешеходному переходу на СИМ запрещено;

  • ездить по двое и более нельзя, если не предусмотрено конструкцией;

  • дети до 7 лет катаются только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам и в пределах пешеходных зон. От 7 до 14 — там же, но законодатели считают, что им уже можно и без взрослых.

Какие штрафы предлагаются

Сенаторский квартет в своём проекте прописал возможные санкции для самокатчиков по нескольким статьям КоАП РФ. Например, за езду в пьяном виде — штраф от 20 до 30 тысяч рублей, за отказ от медицинского освидетельствования — такой же. За превышение скорости на 5 — 10 км/ч — от 500 до 800 рублей, а более чем на 20 км/ч — от 4 до 5 тысяч. За нарушение требований по перевозке грузов и буксировке — 1 тысяча, к перевозке пассажиров — от 2 до 3 тысяч. Невыполнение законного требования полиции об остановке — от 500 до 800 рублей. За езду по проезжей части — от 2 до 3 тысяч. За езду в пешеходной зоне на самокате тяжелее 35 кило — от 3 тысяч до 3,5 тысячи. За создание помех пешеходам — от 2 тысяч до 2,5 тысячи. Если по вине самокатчика человек в ДТП получил лёгкий вред здоровью — от 2 до 5 тысяч рублей, средней тяжести — от 10 до 15 тысяч. Что с наказанием за аварии со смертельным исходом — не ясно, но, видимо, по умолчанию — это действующая статья 264 Уголовного кодекса РФ. За бегство с места ДТП — если нет уголовного состава (тяжкого вреда здоровью или гибели) — сенаторы предлагают штрафовать самокатчиков на 4 — 5 тысяч.

Рассматривать административки самокатчиков, по предложению сенаторов, должны полицейские или сотрудники ГИБДД — в зависимости от статьи.

Справка:

40% ДТП с самокатами из статистики МВД произошли на тротуарах и в зонах для пешеходов. На выездах с прилегающих территорий и перекрёстков — каждое четвёртое, на зебрах — 17%.

Какие проблемы

Для начала спешу огорчить сенаторов: их арифметика по количеству самокатов в стране сильно отстаёт от реальности. По данным аналитического издания о городских сервисах «Трушеринг», в 2023-м в России общий объём «флота» (транспортного парка) сервисов краткосрочной аренды самокатов (кикшеринга) по сравнению с 2022-м вырос на рекордные 73% — до 332,4 тысячи самокатов (при том что ещё в 2020-м их было всего 32 тысячи). Количество пользователей по всей стране взлетело на 41,8% — до 48,2 миллиона человек. Общее число поездок за год — на 104,5%, до 211,7 миллиона, в среднем 580 тысяч в день. И это только кикшеринговые колёса. Что по личным — сосчитать едва ли реально. Самокаты относительно недороги: детские модели можно подобрать за 10 — 11 тысяч рублей за новый, взрослые — начиная от 20 тысяч, а с учётом рассрочек и кредитов самокат не роскошь отнюдь. Водительские права не нужны, возрастных ограничений по факту нет. И регистрации тоже. Именно в это, по мнению многих экспертов, и упирается главная проблема: нет регистрации — нет госномеров и привязки к личности — любые законы о наказаниях не будут работать, потому что… А с кого спрашивать?

— Здесь две грани. Первая — для начала нам нужно узнать, кто едет на каком-либо транспортном средстве. Для этого и нужна регистрация, — объясняет вице-пре­зи­дент Национального авто­мо­бильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Нужны поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств», которые обяжут вешать номера на весь транспорт, в том числе самокаты. Полицейские бегать за каждым самокатчиком не будут — это смешно. Единственный рабочий инструмент контроля — камеры фото— и видеофиксации, а они могут распознавать только и исключительно номера. Считывать лица камеры не умеют, базы лиц в России нет. Мы предлагали концепцию регистрации СИМ через портал «Госуслуг» с последующим получением госномеров, вместе с группой депутатов в Госдуму вносился такой законопроект. Ведь только после этого логично ввести новый большой раздел в КоАП РФ с мерами ответственности за разные правонарушения. Но наш законопроект депутаты отклонили. Сейчас государственного регулирования самокатов в России по факту нет. На мой взгляд, нет и их чёткого правового статуса. Разграничение по весу, установленное в правилах дорожного движения, на мой взгляд, бессмысленно: никто самокаты никогда не взвешивал.

Законопроект о регистрации самокатов через «Госуслуги» внесли в Госдуму в октябре 2023-го, когда самокаты уже официально считались транспортными средствами. В январе 2024-го профильный комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры его отклонил со странной формулировкой «понятие средство индивидуальной мобильности не соответствует понятию транспортного средства» и оговоркой, что в правительстве России сейчас готовят свой законопроект с «комплексным подходом к разрешению вопроса использования СИМ». С тех пор прошло девять месяцев, больше двух десятков человек погибли. А ведь если рассудить, тут действительно нужен комплекс — от сертификации самокатов на этапе производства (с чёткими весовыми параметрами, чтобы на них обязательно была навигация, автоматическое ограничение скорости и т. д.) до развития сети велодорожек. Кстати, велись разговоры о снижении предельной скорости с 25 км/ч до 15, но пока и здесь сделано ноль. А по данным тестов ГИБДД, при столкновении даже на 25 км/ч вес человека может возрасти раз в 25 — например, с 80 кило до двух тонн. Представьте силу удара.

* * *

Антон Шапарин недаром делает оговорку, что нет «государственного» регулирования. В сервисах кикшеринга есть система внутреннего контроля. Взять самокат напрокат можно с 18 лет (нужны паспортные данные), самокаты с навигацией, они настроены на скорость до 25 км/ч, ездока можно вычислить по номеру банковской карты, с которой он платит, некоторые сервисы в Москве даже вешают на самокаты номера. Есть система наказаний, прописанная в договоре, — от блокировки аккаунта до неслабых штрафов. Например, за поездку пьяным — до 100 тысяч рублей. Впрочем, это опять же если полицейский поймает. Но кикшеринг, справедливо замечает Шапарин, не должен подменять государство:

— Да и при регистрации ребёнок может ввести паспортные данные родителя или старшего брата/сестры/друга, а те же шеринговые номера с самокатов столичные пользователи благополучно снимают. На мой взгляд, время упущено. Самокатов слишком много — мы не знаем, сколько точно, но это миллионы. И даже если сейчас ввести регистрацию, не все, кто уже купил, будут их регистрировать. Что делать? Запрещать — плохая мера. Но в этом случае, возможно, она единственная. Либо, как вариант, запретить все самокаты, кроме кикшеринговых, где есть хоть какой-то контроль.

По статистике МВД, между тем 68% аварий, которые случились за первое полугодие, — это аварии с прокатными самокатами.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«Без регистрации наказание не сработает»

Адвокат Евгений Ермилов полностью согласен с тем, о чём говорим мы с Антоном Шапариным.

— То, что вводится ответственность, — это хорошо. То, что штрафы не самые маленькие, — это тоже хорошо. Плохо то, что технически реализовать привлечение к ответственности крайне сложно. Вопрос с превышением скорости с автомобилями решается камерами и радарами. Но автомобили имеют номера и камер на дорогах достаточно, которые данные номера могут читать. А самокаты, как, кстати, и велосипеды, номеров не имеют. Да и камеры ставить на тротуарах и даже на велодорожках очень затратно. И технически без номеров — как идентифицировать самокат и его пользователя, превысившего скорость, например? Можно, конечно, обязать хотя бы прокатные организации передавать данные о скорости, треке и личности пользователя в ГИБДД в автоматическое режиме, но это тоже упирается в технические проблемы. Так что в существующих реалиях закон скорее декларативный, по типу введения ответственности за агрессивное вождение. И да, поддерживаю: вместе с карательными мерам необходимо и развитие инфраструктуры, тех же велодорожек, по которым будет удобнее ездить, чем лавировать в людском потоке на тротуарах. Но с этим проблема даже в Москве и Петербурге. А в остальных регионах даже не проблема, а полное отсутствие условий для движения и велосипедов, и СИМ. Вопрос по регистрации, на мой взгляд, открытый. По крайней мере, для прокатчиков она в том или ином виде необходима.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Скорость снижать не надо, а с регистрацией подождём и два года?

Поздно вечером в пятницу, 13 сентября, Минтранс опубликовал на Федеральном портале правовой информации regulation.gov.ru проекты двух нормативных актов, которые касаются СИМ: об очередных поправках в правила дорожного движения и — неужели — о регистрации. Документы в течение 15 дней будут проходить общественные слушания, каждый россиянин имеет право высказаться — там же, на портале, для этого надо зарегистрироваться. В ПДД, в частности, предлагается закрепить жёсткий запрет на езду на самокатах компанией — без оговорки про «предусмотренность конструкцией». Предлагается закрепить стоянку самокатов на тротуарах и в пешеходных зонах только в специально отведённых местах, обозначенных особыми табличками, а также отрегулировать правила стоянки на других территориях. Например, запретить им стоянку ближе 15 метров от остановки маршруток, ближе 5 метров — от стоянок такси и транспорта оперативных служб. Плюс ввести обозначения для зон, где движение СИМ запрещено. Что касается максимально разрешённой скорости в 25 км/ч, то она в министерском проекте не изменилась. Только при обгоне пешехода или при встречном разъезде с ним предлагается ограничение в 10 км/ч. С введением новых правил в действие в Минтрансе считают возможным подождать и пять месяцев — до 1 марта 2025-го.

Что касается регистрации, то здесь схема мудрёная. Предлагается создать некий «госреестр средств микромобильности», вести который будет сам Минтранс как оператор либо организация, им уполномоченная. В течение 10 дней после покупки самоката туда надо будет обращаться с заявлением. При внесении в госреестр самокату присвоят уникальный учётный номер, владельцу выдадут учётный знак или метку в виде QR-кода. Процедура будет занимать до 5 дней. В городах с населением более 50 тысяч человек смогут создаваться региональные информационные системы средств микромобильности. Перед началом поездки гражданам старше 14 лет нужно будет авторизоваться в системе с помощью мобильника, передав данные об учётном номере самоката. Введение такого порядка в действие намечено — внимание! — на 1 сентября года 2026-го. А историю с регистрацией самокатов, купленных до этого времени, министры предлагают растянуть ещё на годик — до 1 сентября 2027-го.

— Всё очень растянуто по времени и перекручено и, значит, на мой взгляд, неработоспособно, — считает Антон Шапарин. — Это выглядит так, будто из частных самокатов хотят сделать прокатные, когда, чтобы начать поездку, надо отсканировать QR-код и при этом не иметь штрафов. Думаю, ни один вменяемый владелец самоката при таком раскладе регистрировать его не будет. Кроме того, сама процедура регистрации должна быть максимально простой — примерно как с онлайн-голосованием. Такую мы и предлагали через «Гос­услуги». Здесь же какая-то отдельная система, которая вдобавок будет стоить сотни миллионов рублей. А поправки в ПДД, как и меры наказания для нарушителей, бессмысленны, пока нет рабочего механизма регистрации.

Новости других СМИ