Тайны профессии: чем живёт Липецкий театр кукол
В этом году Липецкий театр кукол отметит своё 53-летие, так что можно смело утверждать: на его постановках выросло не одно поколение
21 марта отмечается Международный день театра кукол. Празднику всего 15 лет, а нашему театру кукол целых 53 года. Открылся он 6 июля 1965 года. В 90-е годы театр был на грани закрытия. Только в 1998-м, когда коллектив переехал в собственное здание, жизнь и работа здесь закипели по-настоящему.
«С детьми надо обязательно играть в куклы»
В детстве у 32-летней Надежды Чариковой было две любимые куклы — Наташа и привезённая из Германии метровая кукла Мануила. Надежда повзрослела, но в куклы играть не перестала. Теперь это её работа, ведь она актёр Липецкого государственного театра кукол. Хотя мечтала Надежда о карьере актрисы кино и после школы поступила в РАТИ ГИТИС.
— А в 2011 году я попала в кукольный театр на спектакль «Пиковая дама», где познакомилась с актёрами, директором театра, режиссёром, — вспоминает актриса. — Пообщавшись с этим новым, неведомым для меня миром кукол, я поняла, что это моя судьба. Я должна остаться здесь, потому что волшебство, которое дарит актёр на сцене зрителю, в полной мере может воплотиться только на сцене кукольного театра. И для меня он стал родным домом.
У многих актёров липецкого театра профессиональное образование: они окончили Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, где учат в том числе и кукольников. Но у Надежды до этого не было опыта работы с куклами, ей пришлось осваивать это мастерство с нуля. Самое сложное, по словам липчанки, научиться так воздействовать на куклу, чтобы она смогла передать зрителю чувства и эмоции актёра.
— Я до сих пор учусь управлять куклой, — признается Надежда. — Каждая новая кукла подразумевает, что с ней надо научиться взаимодействовать, ведь все они разные. Ты ещё не знаешь её возможностей — что она может, её естественные позы. Кукла начинает оживать не сразу. Моему сыну 4 года, он очень любит театр, я часто беру его на репетиции, а дома мы с ним разыгрываем мини-представления с нашими домашними куклами. Я считаю, что с детьми надо обязательно играть в куклы. Через игру можно узнать о своём ребёнке гораздо больше, чем в простой беседе. Не каждый ребёнок может рассказать о своих страхах и переживаниях. А с помощью игры можно узнать, что его беспокоит, чему он радуется.
Неподвижные и молчаливые, куклы висят возле входа на сцену. Но всё меняется, когда Надежда берёт их в руки. В момент происходит чудо — куклы оживают. Они здороваются с тобой, беседуют, поют, смеются, грустят. И вроде понимаешь, что вот перед тобой стоит человек, который куклой управляет, но необъяснимым образом актриса уходит на второй план, становится незаметной.
— Главное — почувствовать куклу, связь с ней и понять, что рука, и кукла, и весь человек — это одно целое, — рассказывает актриса. — Если эта нить поймана, кукла живет. Её поворот головы и взмах руки становятся естественными. Она становится существом, у которого есть душа. Кукле начинаешь верить.
«Пугаемся вместе с детьми»
Рождение куклы — процесс кропотливый. Обычно голову кукол делают из папье-маше или же набивают синтепоном. Волосы выполняются из верёвок, ниток, кожи, тесьмы, фетра. Лицо можно нарисовать либо создать из подручных материалов — глаза из пуговиц, бусин.
— У нас в театре есть свой цех по производству кукол, — рассказывает Надежда. — Создание кукол — это совместная работа режиссёра, художника и мастеров. Режиссёр и художник решают, какие системы будут использованы в спектакле, что это будут за куклы. Для нового спектакля всегда изготавливаются новые куклы. Художники даже дают им имена.
Многие дети, особенно маленькие, пугаются театральных кукол. И чаще всего малыши так реагируют на отрицательных персонажей. В театре родителям советуют подготавливать детей к спектаклю. Объяснять, какие на сцене будут персонажи и что их не надо бояться. Также кукольники не советуют приводить на спектакль ребёнка младше двух лет.
— У нас есть спектакль «Заяц и Чих-Чох», где в роли злодея выступает Мухомор Мухоморович, — смеётся Надежда. — И когда он появляется на сцене, часто из зала слышны крики, плач. А в этот момент актёры-то тоже отыгрывают страх, и получается, мы пугаемся всем залом. Но потом все вместе боремся с ним, побеждает добро и дружба. В кукольном театре даже взрослые начинают верить в чудеса!
Справка
Сейчас в репертуаре театра 30 спектаклей, из которых главные долгожители - «Морозко», «Теремок», «Три поросёнка» (постановки В.В. Жукова).
Кстати, артисты отметили, что сейчас люди стали чаще ходить в театр. А постоянных зрителей они даже узнают в лицо. Отмечают, что привычку ходить в театр прививают детям родители, которых самих в детстве часто приводили на представления.
— Кстати, меня в детстве водили на спектакль «Три поросёнка», и он идёт до сих пор, — удивляется Надежда. — Мы часто ездим на гастроли. Впереди у нас выступления в Севастополе, Санкт-Петербурге, Махачкале и Тамбове, где пройдёт международный фестиваль. Недавно мы были в Волово, там очень хороший зритель, не в обиду липчанам. Ребята там непосредственные, наивные и открытые. Во время спектакля, когда на сцену выходил Мухомор Мухоморович, дети говорили друг другу: «Да ты не бойся, это же просто мухомор».
Актёры — люди суеверные
Как и во всех театрах, у кукольников есть свои приметы и суеверия. Так, если текст с ролью упал на пол, его ни в коем случае нельзя брать руками. Надо присесть на листок пятой точкой и встать. Только после этого её можно снова открыть и читать. Это делается для того, чтобы сохранить свою роль в спектакле.
— Когда я прихожу в театр, всегда здороваюсь с куклами, общаюсь с ними, — смеётся Надежда. — Это уже моя традиция. Подхожу к кукле только с хорошим настроением, смотрю на неё, поглажу по головке и говорю: «Привет, мы сегодня работаем». Бывает ведь, что с одной куклой работают разные актёры.
Но порой никакие приметы и традиции не помогают избежать непредвиденных ситуаций на сцене. Актёр может заиграться и забыть сделать куклой определённые движения. А некоторые артисты могут начать импровизировать, и остальным приходится на ходу подстраиваться.
Справка
В действующей труппе Липецкого театра кукол 18 человек, многие актёры - выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Увы, но вместе с аплодисментами кукольники часто получают профессиональные заболевания — рук, шеи, спины, ног, сосудов. Ведь артисту приходится долгое время стоять в одной позе, не всегда удобной, при этом держать на весу куклу, а то и не одну. Поэтому кукольникам необходимо заниматься своим здоровьем — фитнесом, плаванием, ежедневной зарядкой.
— Когда подготовлено тело, речевой аппарат, дыхание, эмоции, то, выходя на сцену, актёр преодолевает вес куклы, — рассказала Надежда. — Сцена лечит, поэтому там не чувствуешь ни усталости, ни болей. Конечно, после спектакля в теле ощущается напряжение, усталость даёт о себе знать. Но счастливые лица наших маленьких зрителей стоят того, чтобы потерпеть.
Для кукол гардероб не предусмотрен
На создание куклы может уйти неделя, а может и целый месяц. Все зависит от разновидности куклы. Чем больше внутри нее управленческих элементов, механики, тем больше времени придется с ней повозиться. Сначала художник делает эскиз куклы, который попадает в скульптурный цех. Там изготавливается голова куклы — сначала ее лепят из пластилина или другого материала, а далее делают гипсовый слепок. Его обволакивают в папье-маше. Далее будущую куклу расписывают, делают мягкие ручки и ножки, наряжают в костюм. Как правило, куклам шьют один костюм, в котором они отыгрывают в спектакле. Самый последний этап — мастерская, где кукла обретает «скелет» и механическую составляющую.
Какие бывают куклы:
Перчаточная кукла - надевается как перчатка, отсюда и название. На большой палец надевается одна ручка куклы, на мизинец другая. Получается, что указательный и средний палец находится по обеим сторонам от гапита — это палочка внутри куклы. К гапиту присоединён крючок и леска, с помощью которых у куклы открывается ротик. При помощи гапита кукла может повернуться, наклониться, повернуть голову. Перчаточная кукла работает за ширмой.
Планшетная кукла - управляется с помощью ручки из дерева — штока, который находится у куклы сзади чуть ниже головы. С ней можно выйти на авансцену. На штоке есть рычаг — курок, с его помощью у куклы открывается ротик. Такая кукла свободно двигается, может сидеть, бегать, прыгать, делать кувырок.
Тростевая кукла - считается одной из самых сложных в управлении. Одной рукой куклу держат за гапит, другой рукой — трости. Открывается ротик, двигается голова, кукла наклоняется. Такая кукла, как правило, отличается большим размером. Часто в спектаклях используют разные виды кукол для одного персонажа. Так, перчаточная кукла работает за ширмой, после персонаж может пройтись по сцене, только это уже будет планшетная кукла. Зритель не замечает, что на сцене две куклы, так как художники их создают идентичными.
Читать все комментарии