Охрану в школах Липецка проверят, но не усилят
Специалисты считают, что существующая система охраны оптимальна, а ведь только половина учреждений оборудована тревожными кнопками
До сих пор известия о школьных расстрелах регулярно приходили из США, а в России ничего подобного не случалось. Утром 3 февраля десятиклассник Сергей Гордеев пришёл в московскую школу № 263 с двумя винтовками, принадлежащими его отцу. Охранник не рискнул связываться с вооружённым подростком. Он пропустил парня в здание школы, после чего нажал тревожную кнопку и побежал предупреждать директора.
Гордеев направился в кабинет, где шёл урок, застрелил учителя географии и взял в заложники 24 ученика. Когда в школу прибыл наряд полиции, подросток открыл огонь по нему. Один полицейский был убит, второй получил серьёзное ранение. Арестовать подростка удалось только после того, как на переговоры с ним отправился отец.
Точная причина стрельбы непонятна. Школьник вырос в очень благополучной семье. По некоторым данным, его дед — генерал ФСБ, а отец — сотрудник засекреченного НИИ, работающего на спецслужбы. Сам Сергей — круглый отличник. Правда, за два дня до стрельбы в школе парень якобы поругался с родителями. Перед Новым годом они отняли у Сергея единственную радость — игровую приставку Хboх. По всей видимости, у парня случился нервный срыв.
На следующий день, пока Басманный суд Москвы выбирал меру пресечения для московского школьника, убившего учителя и полицейского (в итоге подростка взяли под арест до 3 апреля), в Выборге его ровесник на перемене из пневматического ружья ранил в ногу одноклассника. Пострадавший отделался лёгкой раной ноги. Родители подростка не стали подавать заявление в полицию, но настаивают на том, чтобы нападавший больше не учился с их сыном в одной школе.
Кто отвечает за наших детей
После этих жутких инцидентов липецкие власти решили проверить, насколько защищены школы региона. Ведь ответственность за здоровье и безопасность ученика в урочное время несёт именно школа.
— Пока ребёнок находится в школе, за его жизнь и здоровье отвечают те работники, которые с ним занимаются в конкретный момент, — пояснила пресс-секретарь областной прокуратуры Татьяна ТКАЧЁВА. — На уроке это учитель, на перемене дежурный педагог. Общую ответственность несёт директор. Если причинён вред здоровью ребёнка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении вреда.
Однако чиновники и полицейские сразу же уточнили: несмотря ни на что, никакого дополнительного усиления охраны не будет.
— К каждому учебному заведению по полицейскому не приставишь, да и незачем, — рассказала пресс-секретарь УМВД по Липецкой области Наталья МАСЛАКОВА. — Все маршруты патрулей спланированы так, что они регулярно проходят мимо школ и детсадов. Тем более что сегодня почти все учебные заведения области располагают средством для экстренного вызова помощи — тревожной кнопкой. В ближайшее время будут проведены учения, в ходе которых проверят работу тревожных кнопок, реакцию спецслужб.
В школах продолжат устанавливать видеокамеры. Сейчас в Липецке 30 из 60 учебных заведений имеют видеонаблюдение. Картинку получает сотрудник охраны и директор. Была идея купить турникет или рамку металлодетектора, но сделать это, не нарушая норм пожарной безопасности, очень трудно: эвакуационные пути из здания школы нельзя перекрывать. Что же касается досмотра вещей школьников, то этого не будет, заявил председатель департамента образования Липецка Евгений Павлов.
— Необходимо тщательно проверить договоры с ЧОПами, — поясняет Евгений Павлов. —Я с частью уже познакомился, они все разные. Будет решаться вопрос, чтобы финансирование охраны в школах и детских садах взяло на себя государство. При этом образовательные учреждения лишат права найма ЧОПов. Охранные предприятия будут выбираться по итогам единого конкурса. Это позволит департаменту контролировать работу охранников и предъявлять требования, чтобы охранником был мужчина, а не женщина в возрасте.
А пока получается, что безопасность наших детей обеспечена весьма опосредованно.
Кто и как охраняет наших детей
Охрана организована во всех общеобразовательных учреждениях региона: ЧОПами — 4,1%, сторожами — 100%, оборудованы кнопкой экстренного вызова полиции 53% школ. В прошлом году на охрану образовательных организаций было выделено из муниципальных бюджетов 12,8 млн рублей, из областного — 23,4 млн, из федерального 11,9 млн рублей.
Нанимать ЧОП или нет, это личное дело каждой школы, и решение об этом принимается на общешкольном родительском собрании.
— Здесь же обсуждается, какому именно охранному предприятию отдать предпочтение, какие услуги они будут предоставлять и сколько платить, — пояснила директор гимназии №12 Ольга УЛАСЕВИЧ. — На финансирование охраны денег из бюджета не выделяется. Причём сотрудник ЧОПа находится в школе только днём.
Но и то, как работают охранники, у родителей вызывает много вопросов.
— Мы каждые полгода сдаём деньги на охрану по 900 рублей, — рассказала мама одного из учеников липецкой школы Мария. — Но толку от этой охраны нет. На входе сидит мужчина и только записывает в журнал, кто из посторонних вошёл в школу. Мало ли что случится, у него не то что пистолета, даже дубинки нет.
Однако специалисты охранного дела считают, что нынешняя система охраны школ оптимальна.
— На вахте дежурит человек, в случае внештатной ситуации он может с помощью тревожной кнопки вызвать полицию, — рассказал директор ЧОП «Ястреб-Л» Дмитрий АЛЕНИН. — Что касается случая в Москве, то охранник действовал грамотно и в соответствии с инструкциями. Он попытался не пустить вооружённого школьника в помещение. Но после того как на него наставили оружие, нажал тревожную кнопку. Если бы охранник попытался задержать стрелка самостоятельно, он бы, скорее всего, погиб. При этом полицию бы вызвали с опозданием, важное время было бы упущено.
При заключении договора на охрану в должностных инструкциях чётко прописываются обязанности сотрудника: контроль доступа в школу посторонних, обход, обеспечение видеонаблюдения. Проверять качество работы может только лицензионно-разрешительный комитет.
— Что же касается оплаты услуг, то стоимость часа физической охраны от 90 рублей, — рассказал Дмитрий Аленин. — Остальные деньги идут на зарплату начальника охраны, который обязан несколько раз за день проехать по всем объектам и проверить их, оплату группы быстрого реагирования и многое другое.
Между тем в сельских и районных школах нет даже таких охранников с кнопками — одни только сторожа.
Психологов в школах должно быть больше
Как бы ни была охраняема школа, при желании вооружённый человек без труда пройдёт внутрь. А ученик легко может пронести оружие. Металлодетекторов в школах нет. Тут уже надо предупреждать наступление критической ситуации. Заниматься этим должны школьные психологи.
— Статистика показывает, что сейчас ежегодно подростковая агрессия растёт примерно на 20 — 30%, — рассказывает педагог-психолог Антонина ПОНОМАРЕНКО. — Причины следующие: во-первых, это воспитание в семье и взаимоотношения с родителями. К сожалению, сегодня очень многие взрослые по большей части заняты своей работой, а не детьми. Они порой даже не знают, с кем дружит их ребёнок, не говоря уже о том, что творится у него в душе, какие отношения со сверстниками. В основном родители требуют от детей только строгого выполнения обязанностей.
Другая причина — это может быть давление со стороны педагогов. В результате ребёнок оказался загнан в рамки, из которых он нашёл единственный выход. В случае с московским школьником это, скорее всего, был нервный срыв. Такие срывы спрогнозировать сложно, и это должен делать психиатр. А вот обратить внимание на ребёнка, который выделяется из общей среды, требует поддержки и помощи — это задача не только родителей, но и школьного психолога. Однако сегодня главная задача школьного психолога — сопровождение образовательного процесса, а не защита личности ребёнка. Если целенаправленно наблюдать за детьми, заметить отклонения вполне возможно. Правда, сделать это одному специалисту на 500 — 800 детей практически невозможно. Поэтому их количество должно быть больше. В идеале по одному человеку на параллель.
Как рассказали в управлении образования, в 264 школах области работают 77 педагогов-психологов и 44 социальных педагога. И этого явно недостаточно.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Главная причина произошедшего — в умах самих школьников
— Я считаю, что стрельба в московской школе — это точка кипения во взаимоотношениях общества и школы, — пояснил председатель департамента образования Липецка Евгений Павлов. — Есть две проблемы: отношение к школе, к учителю, где нивелировано «нельзя», и общая агрессивная атмосфера. То есть сейчас к школе родители и ученики относятся как к поставщику услуг. Так же относятся к учителю. Нужно понимать, что школа — это не турецкий отель, где вам за ваши деньги должны предоставить шведский стол. Раньше — даже 10 — 15 лет назад — действия учителя воспринимались правильными по сути. Даже если он ставил двойку. Никто не шёл и не брался за оружие. Ученик пытался исправиться. Второе — ребёнка окружает агрессия. По телевизору сериалы либо про полицейских, либо про бандитов. Они убивают ради благородной идеи, это выглядит нормальным, никого не мучает совесть. Возможно, ученик шёл убивать учителя с такими мыслями. И ещё — как ребёнок мог взять два зарегистрированных ружья? Ведь они у охотника должны храниться в специальном сейфе.
В ТЕМУ
Захват в заложники, как себя вести
Если вы оказались в заложниках, спасатели МЧС рекомендуют придерживаться следующих правил поведения:
* Не провоцируйте нападающих.
* Терпите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.
* Выполняйте требования преступников, не противоречьте им. Старайтесь не допускать истерик и паники.
* На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение.
* Если вы ранены — не двигайтесь, этим вы сократите потерю крови. Помните: ваша цель — остаться в живых!
* Постарайтесь запомнить приметы преступников, черты их лиц, одежду, имена, прозвища, шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т. д.
Во время проведения спецслужбами операции по освобождению соблюдайте следующие требования:
* Лежите лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь. Держитесь подальше от проёмов дверей и окон.
* Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника.
Читать все комментарии