«Я играла в суицид, чтобы позлить парня»
В специальных группах в соцсетях, где подробно обсуждают вопросы, касающиеся суицидов, круглосуточно общаются сотни липецких подростков. Что делать родителям, разбирались корреспонденты «Житья».
На прошлой неделе было опубликовано расследование «Новой газеты» под названием «Группы смерти», которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Издание рассказало о таинственной секте, действующей в социальной сети «ВКонтакте». Она якобы расшатывает психику подростков психоделическими видео- и аудиозаписями и последовательно склоняет их к суициду. Вскоре собственное расследование провели журналисты «Ленты.ру». Они выяснили, что основной целью создателей так называемых «групп смерти» являлись не призывы к самоубийствам или организация секты, а попытка привлечь подписчиков и прославиться на просторах сети.
Корреспонденты «Житья» проверили географию участников таких групп. Почти в каждой группе десяток липчан от 12 до 16 лет, в самой массовой их больше сотни. Одна из них — 14-летняя ученица престижной липецкой гимназии. Девочка из благополучной семьи, в школе чуть ли не отличница, еще и в музыкалке учится. Никаких внешних предпосылок. Но если изучить ее страницы в соцсетях, которые она, кстати, заводит под чужим именем, становится страшно. Фотографии порезанных рук (своих или чужих — непонятно), ежедневные посты о том, как надоела жизнь. В какой-то момент девочка сообщает друзьям по соцсети, что она отправляется в мир иной, оставляет слёзную записку на своей странице и прекращает туда заходить, инсценируя интернет-суицид. Затем она тут же заводит другую страницу, и цикл повторяется.
— У меня никогда не было суицидальных наклонностей, — рассказала школьница. — Просто это мода такая. Так делают 90% моих друзей. Да, я заходила в эти «группы смерти», в некоторых до сих пор состою. Но это всего лишь игра. Я в то время поругалась с парнем и сначала играла в это, чтобы его позлить. Я просто наблюдала за его реакцией и реакцией своих онлайн-друзей, никаких намерений сводить счёты с жизнью у меня не было.
— Обычно подобные увлечения и интересы появляются в подростковом возрасте, и они на самом деле нормальны в какой-то степени, — считает психолог Ростислав Тюльберов. — У подростка появляется своя личная жизнь, свое личное пространство, которое он пытается скрывать. Для родителей это самый сложный период, потому что их авторитет как воспитателей и более зрелых людей оказывается под вопросом — ребенок хочет сам сформировать свой взгляд на мир, и у него появляется буквально отторжение воспитательного процесса, да и всего, что связано с жизнью и взглядами родителей.
Как понять, что ребенок склонен к суициду?
— Не всегда даже профессиональный опытный психолог сможет предсказать по поведению и общению ребенка, что тот собирается совершить суицид, — говорит Ростислав Тюльберов. — Но если вдруг ребенок стал замкнутым, необщительным, апатичным или же, наоборот, нетипично энергичным и жизнерадостным — это повод задуматься о том, что происходит в его жизни.
Вас должно насторожить, если ребёнок:
— стремится к одиночеству, отказывается общаться с родителями;
— говорит, что он никому не нужен, что, если он исчезнет, исчезновения никто не заметит и искать его не будут;
— при слове «суицид» или при разговоре на данную тему, виновато прячет глаза, избегает обсуждения;
— меняется в характере, проявляет повышенную агрессию, становится неряшливым;
— его творчество: музыка, стихи, рисунки — депрессивны, мрачны;
— отказ от пищи, потеря интереса к увлечениям, жалобы на скуку.
У участников тех «клубов самоубийц», расследование деятельности которых провели журналисты, есть конкретная символика, наличие которой у ребёнка должно побудить родителей к действию: изображения китов и бабочек, использование в социальных сетях хэштэгов: #f57 #f58 #тихийдом #няпока #киты #морекитов, сообщения «Разбуди меня в 4.20. Я в игре», сонливость в дневное время, так как именно по ночам, пока родители спят, дети ведут переписку с новыми друзьями, которые их «так хорошо понимают».
Что делать родителям?
— Ругаться, что-то доказывать ребенку, наказывать его, пытаться давить абсолютно бессмысленно — его созревающий мозг будет отталкивать родителя, — продолжает Ростислав Тюльберов. — Чтобы ребенок не отдалялся, необходимо менять саму концепцию общения с ним. Из воспитателя необходимо превратиться в друга и равного по положению. Необходимо поднять ребенка до своего уровня, сделать его полноправным и полноценным, пусть менее опытным членом семьи. Если в этот момент общаться с подростком как со взрослым и равным — выслушивать его, находить компромиссы, спрашивать и учитывать его мнение, то очень скоро он и начнет вести себя как взрослый. В этот же момент к ребенку нужно найти свой ключик, форму общения, которая не будет доставлять ему дискомфорт.
На ребенка надо возлагать ответственность за свои поступки, учить его разрешать свои трудности самостоятельно (под контролем, разумеется), давать ему принимать решения и взвешивать их. Таким образом ребенок из бунтаря и "меня никто не понимает" превратится во взрослого члена семьи и обретет правильный взгляд на многие проблемные вещи, связь с ним потеряна не будет.
Советы психолога, как говорить с подростком на сложные темы, читайте в ближайшем номере газеты «Житье в Липецке» от 24 мая.
Читать все комментарии