Дикий капитализм

Липецким производителям не рады в магазинах

28.09.2018 15:38
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Местные фермеры и сельхозпредприятия вынуждены продавать свои товары в других регионах, потому что попасть в свои торговые сети почти невозможно

Липчане практически лишены возможности покупать в магазинах товары местного производителя. Запущенный пару лет назад проект «Липецкий продукт», когда местная продукция выделена специальным знаком «Покупай липецкое!», так и не набрала обороты — доля таких товаров ничтожна мала.

По данным, которые на прошлой неделе озвучил председатель комиссии по правовым вопросам, местному самоуправлению и депутатской этике липецкого Горсовета, гендиректор АО «Липецкий хладокомбинат» Александр Афанасьев, липецких товаров на прилавках крупных магазинов и гипермаркетов не более 15% от общего ассортимента. Самым дефицитным товаром в торговых сетях являются местные овощи, фрукты и сахар. При этом изобилие привозных овощей и фруктов колоссально. Даже мясные полуфабрикаты везут к нам из Подмосковья, в то же время местные производители вынуждены сбывать продукты в других регионах.

Эту проблему 19 сентября обсуждали в Горсовете. На встречу Афанасьев пригласил руководителей крупных федеральных и местных торговых сетей, представителей областной и городской власти, УФАС, Торгово-промышленной палаты. Однако большинство сетевиков приглашение проигнорировали. От магазинов присутствовали лишь «Магнит» и «Росинка».

— Местному производителю достаточно сложно договариваться с торговыми сетями, — считает депутат Горсовета Александр Афанасьев. — На мой взгляд, нет никакой необходимости везти из Волгограда или Нальчика молоко или курятину, если они производятся здесь, на местах. Есть ли место для местных? Как вообще попасть в крупные федеральные сети?

Сами липецкие производители овощей, круп, сахара, мороженого, макаронных изделий информацию подтвердили: они с большим трудом попадают в торговые сети, если вообще попадают. По их словам, конкурировать с крупными российскими производителями им трудно и по ценообразованию, и по ассортименту. Это не выгодно ни магазину, ни производителю, при том что в ближайшее время Липецкая область будет производить четверть российских тепличных овощей. А продавать их негде.

Справка:

В управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области работает линия обратной связи с населением по вопросам контроля цен и качества продукции. Телефон 8 (4742) 72-26-01.

Сельскохозяйственный кооператив «Фащевский» занимается выращиванием зерновых культур, овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, кустарников и орехов. Его председатель Ирина Таравкова говорит, что на прилавки магазинов попасть практически невозможно, да и убыточно.

— Грубо говоря, 7 лет назад картошка стоила, как и сейчас, а солярка была в три раза дешевле, удобрения были в 10 раз дешевле, — говорит председатель СПСК «Фащевский» Ирина Таравкова.

— Вот и получается: всё подорожало в разы, а стоимость сельскохозяйственной продукции осталась на прежнем уровне. Без дотации, без помощи от нашего государства очень трудно.

В магазин попасть практически невозможно. Потому что это товар сезонный, а магазину требуются товары круглогодичные. Они же не будут на два месяца заключать договор на поставку, к примеру, болгарского перца. Поэтому им и легче привезти их из Сирии, из каких-то ещё других стран, где всё это круглый год. Есть ещё рынок, конечно. Но рынок оборот не даёт. На рынке всё равно товар не покупается в тех количествах, в которых должен продаваться, чтобы обеспечить какую-то прибыль и рентабельность.

Страдают не только производители сезонной продукции, но и крупные предприятия — «Экоптица», например.

— Только 15% из производимой продукции торговой сети продаётся в Липецкой области, — рассказала руководитель отдела продаж «Экоптица» Ольга Воронина. — Если брать иные каналы, такие как оптовая база, переработчики, то это 35%. Есть некоторые трудности. Приоритет не даётся местным производителям. Бывает соседний регион предлагает цену ниже, чтобы зайти в торговую сеть. Такая ситуация уже длится 2 — 3 года. Раньше процент продаж в области был выше. Мы готовы расширять зону покрытия, но сейчас есть трудности.

По мнению представителей торговых сетей, если товар местного производителя практически не завозят на прилавки, значит, он не способен конкурировать с товаром, привезённым, к примеру, из соседней Воронежской области.

— В магазине есть местная продукция, — представитель сети универсамов «Липка». — В основном это молочная продукция. А вот липецкого мяса нет. Оно воронежское или московское. Овощей и фруктов местных тоже немного. Завозят в основном воронежские. Но яблоки местные часто завозят. С чем связано, что завозят не местное? Возможно, нет должного уровня производства.

Представители власти сошлись во мнении, что федеральным сетям нужны логистические центры в регионе. Когда-то эта идея уже была озвучена, но так и не была реализована по причине безынициативности самих местных производителей. Вот и на этот раз сетевики так и не озвучили чётких требований к товаропроизводителям, а те, в свою очередь, не дали понять, какой объём продукции готовы выставлять на полки на постоянной основе.

— Во многих регионах ищут способы взаимодействия торговых сетей и местных производителей, в том числе в формате «магазин в магазине». И это правильно, ведь в конечном итоге от того, смогут ли они договориться выиграют все, а прежде всего покупатели, — подвёл итог Александр Афанасьев.

Итогом встречи в Горсовете стала резолюция с обозначенными проблемами, направленная всем участникам. Депутаты Горсовета намерены вновь обсудить этот вопрос через несколько месяцев.

Новости других СМИ