На днях посетил сеанс неоднозначного фильма «Собибор». До этого читал много рецензий. На мой взгляд, ошибка в общем: к этому фильму стоит относиться как к книге. Сегодня киноиндустрия – это парад спецэффектов, а в этом параде «Собибор» участия не принимает.
Просто очень уважаемый мной человек Константин Хабенский написал свою историю про историческое событие. Написал, на мой взгляд, хорошо, прострадав каждую сцену перед воплощением. Это самое главное, что видишь на экране. Хабенский живет там, как будто сам прошел через все.
С точки зрения деталей у меня возникли вопросы - знаки различия унтерофицеров СС не соответствуют, режим явно не по стандартам и так далее... Но если относиться к этому произведению как к книге – то все встает на свои места. Там нет ключевой схемы «попадание в дикую ситуацию – борьба – преодоление себя – хеппи-энд». Нет, эта «книга» читается как процесс, не ради окончания. Это как общение с любимой женщиной – ты воспринимаешь недостатки и достоинства как неотъемлемую часть и проживешь с ней два часа жизни, не задумываясь о том, чем закончится.
Собственно, остро сопереживать самим героям начинаешь во второй половине картины. До этого мелькает мысль, что они чуть ли не в санатории. Кстати, это ощущение сознательно задано в завязке, когда еврейские ювелиры прибывают в лагерь и возмущены недостаточно уважительным отношением. Поразительный контраст самого понятия «концлагерь» и ожиданий избалованных «гостей», привыкших к богатой жизни. Сильно.
Именно невизуальные детали делают фильм стоящим – Хабенский не тратил больших денег на картинку, да их у него и не было. Это вам не Михалков с «при поддержке друзей из государства и бюджетного золотого дождя». И знаете что? Получилось лучше, чем все «Предстояния». Потому что от души. Кульминация глумления нацистов над людьми достигает своей цели – зритель начинает их ненавидеть как своих кровных врагов. И при расплате невольно захотел поучаствовать.
Но самое главное – фильм именно для человечной компании. Один факт. Ни единая картина последних лет не заставила зрительный зал сделать одно важное... Помолчать.
Финальные кадры, когда один из героев уходит по полю при звуке затихающего дыхания, прошли в гробовой тишине. Хабенский смог!
Читать все комментарии